• VTEM Image Show


В Президентском лицее состоялась АРПК «Актуальные проблемы развития системы образования Чеченской Республики»

mini-11В работе форума приняли участие Н.В. Третьяк, 1-й заместитель Министра образования и науки РФ, В.Ю. Голубовский, директор Департамента по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции Минобрнауки РФ, А.А. Магомадов, вице-премьер Правительства ЧР по социальному блоку, руководители учреждений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования.

С основным докладом на конференции выступил министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов.

«Августовская конференция начинает свою работу в канун Дня рождения Ахмата-Хаджи Кадырова – выдающегося политического деятеля, Первого Президента Чеченской Республики, человека, безвременно ушедшего от нас и оставившего неизгладимый след в истории. Мы чтим его память и отдаем ему дань глубокой признательности», - отметил в начале своего выступления министр. – ««Учитель создаёт нацию», - эти слова принадлежат Ахмату-Хаджи Кадырову и они, как нельзя более полно отражают ответственность, которая ложится на плечи работника системы образования».

По словам министра, за более чем 10 последних лет система образования Чеченской Республики прошла огромный путь в своем развитии, который можно охарактеризовать тремя основными этапами: 
- 2003-2008 гг. - этап восстановления и строительства образовательных учреждений. За эти годы было восстановлено и создано заново более 120 тысяч ученических мест;
- 2009-2013 гг. - этап создания материально-технической базы и модернизации всей системы образования. За эти годы удалось обеспечить образовательные учреждения самым необходимым учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и методическими материалами. В эти годы, обучающиеся школ, колледжей и техникумов Чеченской Республики начали знакомиться с мультимедийной техникой и «вышли онлайн» - в настоящее время в республике нет ни одного образовательного учреждения, не подключенного к сети интернет;
- 2013 г. – по настоящее время – этап повышения качества образования, создание системы образования, отвечающей потребностям современной экономики с учетом ее возможностей т.е. эффективной системы образования.

В числе успехов ведомства в сфере общего образования министр назвал полную обеспеченность в 2014-2015 учебном году обучающихся общеобразовательных учреждений учебниками, включая учебную литературу регионального сегмента, и прозрачность и объективность в процессе проведения государственной итоговой аттестации.

Согласно докладу, в республике функционирует 450 общеобразовательных учреждений, 5 учреждений образования интернатного типа, три из которых коррекционные, 1 Центр дистанционного обучения, в которых по предварительным данным обучаются 239 тыс. учащихся. Образовательный процесс в них осуществляют 22 тыс. педагогических работников. В 83 общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену (18,2%), в 319 общеобразовательных учреждениях в две смены - (70,3%), в остальных 55 общеобразовательных учреждениях - в 3 смены (11,4%).

«Сегодня продолжается работа по улучшению материально-технических и организационных условий обучения в учреждениях общего образования, реализуется комплекс мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала сферы общего образования. Решению задач инновационного развития общего образования способствовали реализация приоритетного национального проекта «Образование» и комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики», - отметил министр.

В итоге в сфере образования региона был сформирован инновационный кадровый резерв: количество лучших учителей - победителей республиканских конкурсов составило 1457 человек, объем финансирования проекта составил 124 млн. 400 тыс. рублей; в полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство: из средств федерального бюджета в сумме 878,245 млн. рублей, из бюджета Чеченской Республики - 808,465 млн. рублей; системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи: 225-ти представителям талантливой молодежи оказана поддержка в объеме 6 миллионов 870 тысяч рублей; получил дальнейшее развитие процесс информатизации в общеобразовательных учреждениях: все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер, в 2013-2014 учебном году составило 16 человек.

Тем не менее, как рассказал министр, анализ состояния в сфере общего образования относительно требований инновационного развития Чеченской Республики позволяет выделить следующие проблемы, на решение которых необходимо обратить особое внимание:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: обеспеченность предметными кабинетами сегодня составляет 44%, интерактивными досками – 20%);
2) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, отставание значительной части образовательных учреждений в инновационном развитии;
3) ограниченность кадрового ресурса инновационного развития;
4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
5) недостаточное использование современных образовательных технологий;
6) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;
7) сохраняющийся в системе общего образования старый подход принятия и исполнения решений.

Подробно Исмаил Байханов рассказал участникам форума и о развитии систем дополнительного образования детей и среднего профессионального образования.

Ознакомиться с полной версией доклада Вы можете в разделе «Выступления министра».