• VTEM Image Show


В Институте развития образования ЧР начались отчеты сотрудников о научно-исследовательской работе за III квартал 2014 г.

mini-6916Сотрудники Института отчитываются о научно-исследовательской работе за III квартал 2014 г., с представлением всех материалов по исследуемой теме. Заведующий лабораторией филологического образования Эдилов С.Э. отметил, что все сотрудники выполнили плановые задания за III квартал в полном объеме. Многие выступали с докладами на конференциях, в периодической печати, проводили другую внеплановую работу. Сейчас сотрудники Института работают над переизданием и подготовкой новых учебно-методических комплектов (учебник, пособие, рабочая тетрадь и т.д.) по языкам и литературам, истории и географии ЧР, этнопедагогике и этике и т.д., в соответствии с требованиями новых государственных стандартов. Солтаханов И.Э. работает над пособием «Изучение чеченского языка в 4 классе». Программа и учебники для начальной школы были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Поэтому необходимо переработать и издать пособия к данным новым учебникам. Обновлен методический аппарат, примеры подобраны для наиболее полного выявления уровня усвоения материала, а также способствующие развитию самостоятельности и поисковой деятельности. Эдилов С.Э. завершает работу над составлением учебника-хрестоматии для 5 класса по чеченской литературе. В соответствии с новыми стандартами в учебнике-хрестоматии обновлены биографии писателей, пересмотрен методический аппарат, расширен авторский комментарий к произведениям.

Значительные изменения внесены в методический аппарат учебника-хрестоматии. Для закрепления изученного материала используется множество методических приемов нового образца в соответствии с требованиями новых стандартов: поразмышляем над прочитанным; обсуждение нравственных проблем; поговорим о художественных особенностях произведения; диалог культур; язык художественного произведения.

Новизна нового учебника-хрестоматии заключается и в том, что в ней дается анализ ряда художественных произведений. Все включенные в учебник произведения, фольклорные в том числе, будут способствовать духовно-нравственному воспитанию. Юсупова Р.В. работает над темой «Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе». Тема актуальна, без использования новых технологий (это и компьютер, и интерактивная доска и мн. др.), невозможно полно реализовать требования ФГОС. Учащиеся учатся самостоятельно мыслить, анализировать, высказывать свое мнение, делать выводы.

Русский язык, как неродной для учащихся, наиболее успешно и эффективно усваивается с применением новых технологий. Так вырабатываются навыки предметного и метапредметного усвоения, с использованием и с опорой на другие предметы – родной язык, историю и географию Чечни, краеведение. В III квартале по плану намечено подготовить разделы: 1. Интегрированные уроки русского языка в чеченской школе. 2. Технология организации и проведения интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ. Намеченный план выполнен.

В журнале «Вестник ИРО ЧР» вышла статья, еще одна должна выйти в следующем номере журнала. Джамбеков О.А. разрабатывает тему «Изучение чеченских героико-эпических песен илли в образовательных учреждениях ЧР». Тема актуальна, фольклор предоставляет богатый материал по духовно-нравственному воспитанию, тем более героико-эпические песни, где действуют реальные герои. Программой предусмотрено изучение более 10 эпических песен, сделано приложение к ним. Целью работы является изучение жанровой специфики и поэтических особенностей чеченских героико-эпических песен илли и методики их изучения в общеобразовательных учреждениях ЧР. За отчетный период (3-й квартал) уже написана: а) вводная часть; б) история записи и публикации илли; в) проблема классификации; г) поэтические особенности жанра илли. Осталось подвести итоги исследования, составить глоссарий и примечание.

Эскиева Л.А. работает над подготовкой школьного немецко-чеченско-русского словаря. Завершена работа с лексикой немецко-чеченско-русского словаря. Специфика трехъязычного «немецко-чеченско-русского словаря», порядок расположения словарных статей продиктован тем, что наши учащиеся являются носителями чеченско-русского двуязычия. Опора на межпредметные связи, в данном случае опора на знание чеченского и русского языков, будет способствовать лучшему усвоению реалий немецкого языка и в то же время закреплению знаний по чеченскому и русскому языкам.

Абдулкадырова Р.А. вместе с Овхадовым Р.М. работает над подготовкой учебника чеченского языка для 7 класса. Овхадов М.Р. разрабатывает теоретическую часть, она – практическую. Работают вместе, учебник будет новый, т.к. с введением ФГОС изменились требования к обучению языкам. Целью работы является обновление учебника чеченского языка для 7 класса в соответствии с требованиями новых стандартов. За III квартал подобран практический материал для упражнений к учебнику 7 класса чеченского языка.

Начата работа по систематизации данного материала по темам. Подводя итоги обсуждения директор Института Арсанукаев А.М. отметил, что за отчетный период Институт провел научно-методологический семинар «Актуальные проблемы школьного математического образования в ЧР». Актуальность определялась результатами ЕГЭ, которые оказались самыми низкими по стране. Подготовлен к изданию «Вестник ИРО ЧР» № 13. Сотрудники выступали с докладами на конференциях, публиковались в периодической печати и выполняли иную внеплановую работу. План научно-исследовательской работы за III квартал 2014 г. выполнен полностью.

Чахкиева Р.А.