• VTEM Image Show


Первый доктор наук в истории Чечни по дисциплине «физическая культура»

Aslahanov--S.A.M-mВедущий научный сотрудник Института, автор ряда исследований по физическому воспитанию детей и подростков, среди которых монографии, программы, учебники, учебно-методические пособия и справочная литература, кандидат педагогических наук Аслаханов С-А.М. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по актуальной теме «Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики».

На современном этапе развития общества, связанного с эпохой глобализации, особую актуальность приобретает разработка и внедрение научно обоснованной педагогической концепции развития системы физического воспитания этнофоров, реализуя потребность использования базовых ценностей, заложенных в народно-национальных системах физического воспитания, создания целостной педагогической концепции развития системы физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.

В основе исследования Аслаханова С-А.М. лежит научная проблема, связанная с обобщением и систематизацией всего богатства ценностей, накопленных народами на протяжении их многовековой истории, разработкой и обоснованием педагогической концепции физического воспитания, базирующегося на этнологических ценностях физической культуры (на примере народов Северного Кавказа).

В результате исследования этнопедагогических ценностей физического воспитания выявлены духовные и социальные ценности, а также ценности, связанные с поддержанием своего физического состояния и укреплением здоровья. Установлено, что механизмы влияния базовых ценностей этнопедагогической физической культуры на вектор и содержание физического воспитания современного этносообществаосновываются на взаимодействии целевых установок, средств и организационных компонентов, обеспечивающих комплексную реализацию базовых ценностей этнофизического воспитания и ценностей существующей системы физической культуры, основными из которых являются:

взаимодействие семьи, школы и общественности;

создание воспитывающей семейно-бытовой и школьно-родительской микросред;

информационно-образовательный и стимулирующий механизм формирования представлений и мотивов;

обеспечение их воздействия на социум через формирование норм общественно приемлемого поведения и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику образовательных учреждений программы, которые отвечают потребностям современной системы физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.

Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы в качестве нового подхода к модернизации системы физического воспитания населения России на основе учета ментальностей, потребностей, возможностей, особенностей мировоззрения этнофоров. Разработанные принципы системы физического воспитания этнофоров, основанной на базовых ценностях этнопедагогики, могут быть использованы коренным населением национально-территориальных образований Российской Федерации.

Автор приходит к следующим выводам:

Процесс физического воспитания, состав задач, средств, реализуемых ценностей и методов, которые дифференцируются в зависимости от участвующих в нем этнофоров (представителей собственной специфической культуры), позволяют учесть особенности мировосприятия людей и нравственные императивы этнокультуры, а также обеспечить эффективное решение ставящихся педагогических задач.

Понятие «физическое воспитание этнофоров» основано на базовых ценностях этнопедагогики. Оно представляет собой целенаправленное использование национальных упражнений, игр, танцев, народных видов борьбы и других проявлений опыта для воздействия на психоэмоциональную и физическую сферу учащихся с целью формирования у них базовых ценностей жизнедеятельности.

Базовыми для этнопедагогического физического воспитания являются духовные и социальные ценности, а также ценности, связанные с сохранением и развитием своего физического потенциала и укреплением здоровья.

Духовные ценности ориентируют молодежь на справедливость, честность и другие вечные ценности; а социальные обеспечивают подготовку молодёжи к высоко-производительному труду, ориентируют на построение правильной картины мира, способствуют правильному соотнесению своих возможностей с ориентацией на конкретную профессиональную деятельность в соответствии со своими жизненными установками.

Директор Института развития образования ЧР Арсанукаев А.М. отметил ценность и значимость данного исследования:

«Работа Аслаханова С-А.М. выявляет базовые основы этнопедагогического физического воспитания ‒ духовные, ориентирующие молодежь на вечные ценности и социальные, обеспечивающие подготовку для жизни в глобализирующемся мире – активность, профессиональная деятельность, гражданская позиция. Мы поздравляем нашего коллегу и желаем ему новых научных, творческих достижений».

Чахкиева Р.А.