• VTEM Image Show


Методическая литература пополнилась новым исследованием Х.Ш. Яндарбиева, ведущего научного сотрудника Института развития образования ЧР

20150211 122019-mВышло из печати методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений Чеченской Республики ‒ «Изучение биографий русских писателей в чеченской школе» Яндарбиева Х.Ш., ведущего научного сотрудника Института развития образования ЧР.

При обучении русской литературе нерусских учащихся необходимо учитывать несколько факторов: это литература иноязычная, литература другого народа, имеющего свою культуру, обычаи, традиции, особый строй образного мышления.

Нужно иметь в виду, что две национальные культуры (в данном случае русская и чеченская) не совпадают полностью: каждая состоит из национальных и интернациональных элементов (совпадающих и расходящихся). Необходимо учитывать и национальную аудиторию, особенности восприятия иноязычной литературы, а также национальное своеобразие самой русской литературы.

На уроках русской литературы, отмечает автор, решается двуединая задача – воспитание и обучение.

Знакомясь с русской литературой, чеченские школьники приобщаются к культуре и к словесно-образному мышлению народа, который отличается своеобразием быта, религии, традиций и обычаев.

Не только талантливое произведение, но и сама личность писателя, его жизненный и творческий путь вызывают интерес учащихся и оказывают огромное воспитательное воздействие. Изучение биографий русских писателей имеет свою специфику как в методическом, так и в практическом плане.

Метод изложения материала в 5-8 классах используется автором в форме живого биографического рассказа, имеющего своеобразную композицию и стиль, а по содержанию – включающего только проверенные факты и являющегося строго научным. В то же время, рассказ является ярким, эмоциональным, сопровождается выразительным чтением отрывков из его произведений. Рекомендуется использовать музыку, кинофрагменты, живопись.

Выявление и использование биографических и творческих связей писателя с родным для учащихся краем, имеет большое воспитательное и образовательное значение, и автор пособия широко использует краеведческий и архивный материал.

В методике кроме биографий писателей А.С. Пушкина, А.А. Некрасова, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстого и др., даются образцы вводных (вступительных) занятий, обзорных тем, обзорных лекций.

Методика изучения произведений разных жанров, данных авторов, подкрепляется конкретным материалом – изучение басен, лирики, эпистолярной литературы и т.д. Приводятся отрывки из выступлений учащихся (исследовательская и проектная деятельность).

В методическое пособие включены схемы, предваряющиеся маленьким портретом писателя, отображающие основные вехи жизни и творчества писателей с указанием мест пребывания, памятных и важных для его творчества мест, с указанием дат.

Директор Института Арсанукаев А.М. отмечает:

«Это не первое методическое издание Яндарбиева Х.Ш., а самое главное, не последнее. Им готовятся к изданию пособия по изучению лирических, прозаических (малых, средних и больших жанров) произведений русских писателей в чеченской школе. Это пособие принесет большую пользу не только учителям школ, но и будет востребовано студентами и преподавателями вузов».

Чахкиева Р.А.