• VTEM Image Show


Участие сотрудников Института развития образования ЧР в международных конференциях

image-m25 марта 2015 г. в Дербенте (Республика Дагестан) под эгидой ЮНЕСКО прошла Международная научно-практическая конференция «Дербент – город трех религий», в которой принял участие заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития образования ЧР, доктор философских наук, профессор Акаев В.Х.

Его доклад «Суфизм на Северном Кавказе: особенности эволюции и трансформации», с глубоким анализом периода распространения ислама и исламской культуры на Кавказе, где народы региона до этого исповедовали древние языческие верования, вызвал большой интерес среди участников конференции.

Автор отмечает, что появление суфизма в Дербенте зафиксировано уже в XI веке и он претерпевает определенные видоизменения.

Ко времени образования на Северном Кавказе государства Хазария здесь уже существовали кавказские государственные образования (Кавказская Албания, Алания, Серир), взаимоотношения которых с Хазарией первоначально носили враждебный характер. «Автохтонные народы Кавказа в течение нескольких веков находились во враждебных отношениях с хазарами, притязавшими на их свободу», ‒ отмечает Акаев В.Х.

В начале VII века на Кавказе сталкиваются торговые и геополитические интересы трех мировых держав: Персии, Византии и Арабского Халифата.

Автор отмечает, что арабо-мусульманская культура, «привившаяся на культурных традициях народов Кавказа, дает богатые всходы». Представители отдельных народов Дагестана, подвергшихся исламизации, стали талантливыми учениками своих наставников.

После анализа всех процессов исламизации и деятельности исламизированных неарабских этносов, прежде всего персов, Акаев В.Х. приходит к выводу: «В появлении и распространении суфизма на Северном Кавказе важная роль принадлежит Дербенту, превратившемуся в X-XI веках в центр духовно-культурной жизни кавказских мусульман, а также в город многочисленных суфиев… Большое количество суфийских шейхов, проживавших в средневековом Дербенте, позволяют признать этот город ‒ «городом суфиев». Ссылаясь на сведения турецкого путешественника-дервиша Эвлия Чемби, Акаев В.Х. утверждает, что Дагестан не только является исламским краем, но и отмечает наличие здесь накшбандийского тариката.

В XVIII веке суфийские идеи были освоены молодым чеченским алимом Ушурмой (шейх Мансур).

Акаев В.Х. дает обоснование трансформации суфизма на Северном Кавказе, связанной с антиколониальной борьбой его последователей против русского самодержавия.

Директор Института развития образования ЧР Арсанукаев А.М. отмечает:

«Акаев В.Х. давно и успешно занимается вопросами особенностей зарождения и эволюции суфизма на Северном Кавказе. Он приходит к выводу о том, что, несмотря на различные национально-политические трансформации, суфизм сохраняет свои позиции. И сотни суфий-ских братств накшбандийа, кадирийа и шазилийа существуют и в настоящее время, сохраняя свои организационные структуры, идеологию и ритуальные практики».

Чахкиева Р.А.