• VTEM Image Show


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧР —
К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Pobeda 70 let bann-mИнститут развития образования ЧР проводит мероприятия в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это и конференции, обсуждение новинок литературы, статьи и сообщения. Публикуются материалы и в «Вестнике ИРО ЧР». Заведующий лабораторией этнопедагогики Института, доктор философских наук, профессор Акаев В.Х. принял участие в Общероссийской научно-практической конференции «Религии, церкви и верующие в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», посвященной 70-летию Победы, где выступил содокладчиком на пленарном заседании.

Его доклад «Участие мусульман Северного Кавказа в Великой Отечественной войне», с анализом работы мусульманского духовенства накануне и в первые месяцы войны по мобилизации народов Северного Кавказа, в подавляющем большинстве своем мусульман, на защиту своего Отечества, был воспринят участниками конференции с большим интересом.

Автор считает важным в год 70-летия Победы осмыслить великий подвиг советских людей, оценить значение этого события – Великой Победы, сделать выводы, т.к. на основе героики, мужества и великого единения всего народа – представляющего разные национальности, людей разных этносов, вероисповедания, сформировался особый советский тип патриотизма.

Народы Северного Кавказа, в подавляющем большинстве являющиеся мусульманами, с первых же дней войны ушли на фронт (многие из них добровольно). Абазины, аварцы, адыгейцы, балкарцы, ингуши, чеченцы и многие другие проявляли мужество, стойкость и героизм на различных фронтах и направлениях нашей огромной страны и в тылу, превращая населенные пункты в неприступные крепости и обеспечивая фронт вооружением, боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами.

Примеров героизма, проявленных нашими соотечественниками, было бы намного больше, если бы не был отменен призыв балкарцев, ингушей, карачаевцев, чеченцев и калмыков, а представители этих народов, проявивших примеры героизма, не были отозваны с фронта.

В первые дни вероломного нападения фашистов проводились антифашистские митинги и мобилизационная работа, в которых принимали участие в том числе и представители духовенства.

«Мусульманское духовенство в Дагестане, Чечено-Ингушетии объявляло газават фашистам, обращаясь к молодежи, отправляемой на фронт, наставляла беспощадно бить врага. Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), которое было создано только 20 июня 1944 г., принимает обращение на имя Сталина, в котором утверждалось, что мусульманское духовенство региона с первых дней Отечественной войны разъясняла верующим, что защита Родины является их священным долгом. Оно призывало мусульман, отправляющихся на фронт, работающих в тылу, сражаться с врагом не щадя своего живота и до полного его истребления», ‒ отмечается в докладе.

Аналогичную работу проводило мусульманское духовенство Башкирии, Татарстана, Казахстана, Поволжья.

На полях сражений 30 дагестанцев стали героями Советского Союза, 7 человек полными кавалерами ордена Славы. В 1943 г. 52 чеченца были представлены к званию Героя Советского Союза, но в связи с депортацией, получают эти награды 6 человек, а в 90-е годы – еще 5 человек.

В Брестской крепости сражались до 400 воинов, преобладающую часть которых составляли чеченцы и ингуши. Среди них и Магомед Узуев, Герой Советского Союза, которому присвоили это звание посмертно.

Самоотверженно защищали Сталинград более тысячи воинов, призванных из Чечено-Ингушетии. Среди них и чеченец Ханпаша Нурадилов, Герой Советского Союза, пулеметчик, командир 28 гвардейского полка, уничтоживший 920 фашистов.

В 1942 г. командующий Северной группой войск Закавказского фронта ген.-лейт. И.И. Масленников сделал запрос (в Ставку Верховного главнокомандования) о формировании спец.частей из числа добровольцев – чеченцев и ингушей, однако нарком внутренних дел Л.П. Берия воспрепятствовал этому.

К юбилею Победы Акаев В.Х. опубликовал статью «Мусульмане Северного Кавказа в Великой Отечественной войне» (Вести республики» № 26, 21.04.2015 г.), где также приводит новые данные о героизме, проявленном нашими земляками-мусульманами на фронте и в тылу.

Немало кавказцев-мусульман проявило чудеса храбрости на Белорусском и Украинском фронтах.

Полноправными участниками юбилейных торжеств (парады, встречи, посещение памятных мест и мест сражений) являются и наши земляки, представители всех народов, незаконно репрессированных, в том числе, проживающих на Северном Кавказе.

К юбилею Великой Победы директор Института развития образования ЧР Арсанукаев А.М. опубликовал статью «Нохчийн яздархой Сийлахь-боккхачу Даймехкан тIеман шерашкахь (1941-1945-гIий шш.)» («Чеченские писатели в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» («Даймохк», № 29, 19.03.2015 г.).

Автор статьи отмечает, что чеченские писатели всегда были в авангарде всех важных событий, происходящих в стране. Уже с конца 30-х годов ведущей в их творчестве стала военная тема.

Накануне и в первые месяцы войны голос чеченских писателей звучит со всех печатных изданий и на митингах с антифашистскими лозунгами: развенчивая лживые и вероломные цели фашистов, они призывают все население к защите своего отечества. Так, молодой поэт Арби Мамакаев выступил с патриотическим воззванием к своим землякам (стихотворение «Все для фронта»).

Тематика произведений чеченских писателей Б. Саидова, Н. Музаева, Х-М. Эдилова, М. Сулаева и других, как отмечает автор статьи, антивоенная, публицистически острая, с политическими лозунгами, мобилизующая и призывающая на защиту Родины.

Позднее выходит коллективный альманах на 3-х языках, а затем коллективный сборник «Антифашистские стихи».

Выходит много переводов из произведений русских авторов: А. Толстой «Кто такой Гитлер, чего он добивается», И. Эренбурга ‒ «Людоеды», «Кто они такие» и др.

Антивоенная тематика звучит и в произведениях М. Мамакаева. Его стихи «Она не плачет» (посвящено матери, потерявшей сына), «Трусу» (труса не примет мать, семья, родина) и другие способствовали поднятию духа, воспитанию патриотизма, любви и ответственности за судьбу Родины.

Многие чеченские писатели отстаивали честь и достоинство советских людей, с оружием в руках защищая рубежи своей Родины – Н. Музаев, З. Муталибов и др.

Арсанукаев А.М. отмечает:

«Чеченская литература, как и литература других народов, внесла свою лепту в общее дело по разгрому фашистской Германии. И в наши дни военная тематика занимает достойное место в творчестве современных писателей, воспитывая подрастающее поколение на героических примерах фронтовиков».

Чахкиева Р.А.