• VTEM Image Show


Институт развития образования ЧР подводит итоги научно-исследовательской работы за III квартал 2015 г.

20150929 102915-mСотрудники Института развития образования ЧР отчитываются о научно-исследовательской работе за III квартал 2015 г. В текущем году ведется работа над подготовкой всей линии учебников – учебно- методических комплексов по чеченскому языку и литературе, по географии и истории ЧР, по чеченской традиционной культуре и этике.

Уже подготовлены полные комплексы по чеченскому языку и чтению в начальной школе (Эдилов С.Э., Солтаханов И.Э.). Завершается работа над подготовкой полного комплекса – программа, учебники, пособия и рабочие тетради по чеченскому языку и литературе для 5-х классов. Подготовлены – переработаны в соответствии с требованиями государственных стандартов учебные комплексы для 4 и 5 классов (Солтаханов И.Э., Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А.).

Заведующий лабораторией терминологии чеченского языка Бурчаев Х.Х. завершает работу над подготовкой к изданию двух работ: 1. Рабочая программа по чеченской литературе для 8 класса. 2. Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 8 класса (в соавторстве). Подготовлены в соответствии с требованиями новых стандартов: дать ребенку базовые знания, навыки, компетенции, которые станут основой для дальнейшего самообразования, саморазвития. Научить школьников применять полученные знания в учебной, проектно-учебной и исследовательской деятельности (от первичных навыков самостоятельного поиска знаний в начальной школе и до самостоятельного включения в разные виды деятельности в старшей) – как и требует ФГОС второго поколения.

При подготовке учебных комплексов по предметам, сотрудники исходят из новых реалий – новые образовательные стандарты – это изменения и дополнения, касающиеся школы: новые программы по предметам, новые технологии, формы контроля и оценки результатов, внеучебная работа.

Старший научный сотрудник Юсупова Р.В. завершает пособие для учителя «Проектная деятельность на уроках русского языка в чеченской школе» (все материалы апробированы в школе, гипотеза подтверждена экспериментально и практически).

Пособие для учителей и студентов школ «Историческое краеведение Чечни» (автор Багаев М.Х.)  предоставляет учителю широкое поле деятельности по организации классной и внеклассной (кружковой), самостоятельной, индивидуальной, проектной и исследовательской деятельности.

Подготовлен полный комплекс по учебному предмету «География ЧР. Природа, социальная сфера, экономика» (Устаев А.Л.). Это и программа, учебник, методическое пособие, рабочие тетради.

Сотрудники Института ведут подготовку по реализации проекта «Электронные приложения и учебники».

Ведется работа над подготовкой электронного пособия о современных писателях ЧР, банк данных постоянно пополняется (Арсанукаев А.М., Курбанова Л.У.) и над Интернет-проектом «Чеченская литература. Персоналии» (Арсанукаев А.М., Арсанукаев А-Б.А.).

Заведующий лабораторией этнопедагогики Института, доктор философских наук Акаев В.Х., разрабатывающий тему «Применение этнокультурных ценностей в преподавании цикла гуманитарных дисциплин (обществознание), отмечает: «Перед учителем стоят не только образовательные задачи, т.е. добиться освоения школьниками содержания всех тем, но и задачи воспитательного характера – формирование нравственных гуманистических ценностей, с учетом духовно-культурного содержания этнопедагогического опыта чеченцев».

Чахкиева Р.А.