• VTEM Image Show


НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

111-001-mВ журнале «Общественные и гуманитарные науки» № 2 (31) 2015 г. (Известия Дагестанского государственного университета), включенного в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ, опубликована статья ведущего научного сотрудника Института, кандидата филологических наук Джамбекова О.А.

В статье «Место фольклора и традиционной народной культуры в художественной системе творчества М.А. Мамакаева» отмечается о глубоком понимании писателями первой волны (1920-1930 гг.) фольклора как сферы проявления духовных сил народа, о том, что народная поэзия достойна глубокого внимания, убеждают не только их собственные познания и жизненный опыт, но и творческая интуиция.

Талантливый поэт и прозаик М.А. Мамакаев, как отмечает автор статьи, видел «народный элемент», прежде всего, в современной жизни, отсюда его неподдельный интерес к устному народному творчеству, которое для него «являлось не остатками седой древности, а духовной жизнью народа, которую он непосредственно наблюдал и изучал».

М.А. Мамакаев первым из чеченских поэтов обратился к сложному жанру – поэме, что свидетельствует об ускоренном формировании его художественного вкуса.

Сюжетная канва поэмы «Кровавые горы» близка фольклорной песне – «Илли о князе Мусосте и о Сурхо…». Поэма явилась важным шагом в направлении постижения национального характера, создания, усиления и обновления эпической традиции путем глубокой интеграции литературы и фольклора. Использование поэтических образов народных песен приближало поэтов к познанию национального характера народа.

Таким образом, ранняя, но достаточно зрелая поэма М.А. Мамакаева в плане ее взаимодействия с фольклорной традицией можно рассматривать как важную ступень к созданию народного эпического полотна в романной форме.

Рассматривая проблему взаимодействия фольклора и литературы в прозе М.А. Мамакаева, стоит обратиться к его романам «Зелимхан» и «Мюрид революции», считает автор статьи.

Оба главных персонажа этих романов, по словам Джамбекова О.А., сам выбор их (Мюрид – Асламбек Шерипов и абрек – Зелимхан) свидетельствует об активном процессе мифологизации, мифологизирования персонажей.

«Мюрид революции» (Асламбек Шерипов) и абрек (коим является Зелимхан) – «это две лексемы с практически противоположными коннотациями», а семантика этих понятий «в контексте романистики М.А. Мамакаева символична и многозначна», − отмечает О.А. Джамбеков.

Директор Института развития образования ЧР А.М. Арсанукаев отмечает:

«Обозначив наиболее значимые и наименее исследованные компоненты некоторых произведений М.А. Мамакаева в контексте выявления роли фольклора и традиционной народной культуры, автор статьи акцентирует внимание на следующих: признаки фольклорной речевой культуры, фольклорно-этнографическое наполнение отдельных произведений, быт и традиционная культура чеченцев в художественной системе М.А. Мамакаева, а также взаимосвязь между ними».

Чахкиева Р.А.