• VTEM Image Show


В помощь учителю: Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе

roza-mВышла в свет книга старшего научного сотрудника Института развития образования ЧР Юсуповой Р.В., изданной в рамках целевой программы «Культура России» − это пособие для учителей русского языка чеченских школ «Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе».

Обосновывая актуальность проблемы и роль инновационных технологий в обучении русскому языку чеченских школьников, автор отмечает, что в условиях чеченско-русского билингвизма вопросы обоснования и осмысления методов, форм, средств и приемов особенно актуальны, что дает повод для интенсивного инновационного поиска и формирования технологической культуры педагога для творческого подхода и рационального использования возможностей билингвизма.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов нового поколения, использование инновационных технологий является необходимой составляющей учебного процесса, инструментом, помогающим учащимся в овладении русским языком.

Определив роль и место инновационных технологий на уроках русского языка в чеченской школе, автором пособия разработаны методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности, проведению интегрированных уроков с использованием  технологии тестирования.

Определены виды инновационных технологий:

1. Технология учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка.

2. Компьютерная технология и проектная деятельность.

3. Тест как инновационная форма проверки знаний учащихся.

Разработаны практические рекомендации и материалы по организации и проведению интегрированных уроков русского языка в чеченской школе.

 Рассматриваются типы и формы бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей: уроки формирования новых знаний; уроки обучения умениям и навыкам; уроки по применению знаний на практике; уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, а также контроля и проверки знаний, комбинированные уроки.

Определяя технологию организации и проведения интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ, Юсупова Р.В. отмечает, что интегрированные уроки способствуют достижению результатов разного уровня: предметные, метапредметные, личностные.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, уроки-проекты и т.д., способствующие формированию языковой компетенции, коммуникативных навыков, развитию логического мышления, воспитанию активной читательской позиции.

Главный научный сотрудник Института, доктор филологических наук, профессор Тимаев А.Д. отметил практическую важность и значимость пособия Юсуповой Р.В. для учителей русского языка наших школ:

«Данное пособие – это плод многолетней практической работы учителя, основанной на личностно-ориентированном подходе с учетом психологических особенностей и возможностей каждого ребенка. При поиске наиболее рациональных путей и методов преподавания, формирования универсальных учебных действий детей, автор добивается сочетания глубокого научного уровня в обучении и эмоционально-личностного отношения к предмету. Юсупова Р.В. – учитель-практик, который находится в постоянном поиске наиболее рациональных путей и методов преподавания и мы вправе ожидать от нее новых инновационных проектов, что принесет пользу нашим учителям».

Чахкиева Р.А.