• VTEM Image Show


Участие сотрудников Института развития образования ЧР  в международных конференциях

20161111 142414-mЗаведующий лабораторией этнопедагогики Института развития образования ЧР, доктор философских наук Акаев Вахит Хумидович принял участие в IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди», прошедшей на прошлой неделе в Москве.

Акаев В.Х. выступил на пленарном заседании с докладом  «Современные интерпретации ислама в отечественных и зарубежных исследованиях» и на секционном – круглом столе «Ислам и мусульманский мир как объекты научного познания» − с докладом «Исламское образование в России: исторические и современные особенности», был избран экспертом программного комитета конференции.

На представительном форуме кроме регионов России были представлены: Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Иран, Турция и Узбекистан.

Доклад на пленарном заседании «Современные интерпретации ислама в отечественных и зарубежных исследованиях» был посвящен сложной проблеме интерпретации термина ислама и содержания радикального «политического ислама» − джихадизма.

Терминологическая путаница способствует отходу от научного анализа и от методических принципов, которые заложены в отечественном исламоведении.

Сохранению и развитию классического исламоведения, в противовес представителям «новой» интерпретации ислама, способствует деятельность Р.И. Гайнутдина, Д.В. Мухетдинова, Д. Хайретдинова, Р. Мухаметшина, А.К. Аликперова, Т. Ибрагима и других, чьи содержательные исследования раскрывают толерантность, гуманизм, заложенные в Коране, подвергая справедливой критике современную концепцию «джихада».

Резкому всплеску исламофобии в мире способствует деятельность «специалистов», намеренно дискредитирующих ислам, наносящих вред межконфессиональному спокойствию в стране. Подобная «исследовательская» деятельность интерпретаторов ислама в отечественной науке, получающих за свою экстремистскую деятельность гранты от различных иностранных фондов, требует основательного анализа и оценки, считает докладчик.

20161111 142603

Другому важному вопросу – «Ислам и исламский мир как объекты научного познания», − тема экспертного круглого стола, Акаев В.Х. посвятил доклад «Исламское образование в России: исторический опыт и современные интерпретации и особенности».

Сложившаяся в России программа традиционного мусульманского обучения как на Кавказе, так и в Татарстане, Башкирии и других регионах, осуществлялась на основе одной и той же кадимистской или бухарской системы.

В начале XX века с идеей реформирования исламского образования выступил Исмаил Гаспринский, выдающийся мусульманский просветитель и мыслитель, предложивший новую методику преподавания – систему усуль-аль-джадидизм. Осенью 1917 г. медресе под руководством мударриса Дж. Абугильдина превратилось в основное медресе ЦДУМ, где среди преподавателей-улемов был и муфтий Галимджан Баруди. В программу медресе ввели иностранный язык, физику, химию, математику, психологию, экономику и т.д., т.е.  все, что нужно мусульманам для их социального, интеллектуального и культурного развития.

Новометодная система образования вводилась в Волго-Уральском регионе, в Дагестане и других регионах.

Известны попытки некоторых алимов (шейх Али Митаев) использования джадидизма в Чечне, хотя новая методика обучения здесь не получила широкого распространения.

Несмотря на конфликт между сторонниками кадидизма и джадидизма, джадидитская школа постепенно формировалась в местах, где шла активная торговля, экономическая и политическая жизнь.

В советское время процесс официального исламского обучения на всей территории СССР был свернут, ученые-арабисты преследовались и подверглись репрессиям.

Советское мусульманское духовенство, подготовленное в период формирования атеистического общества, не выдерживало конкуренции с иностранными проповедниками ислама, придерживающихся идей салафизма, а также и вахабизма, являющимися нетрадиционными для России. В определенной мере это способствовало тому, что при поддержке государства были открыты исламские университеты в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Махачкале, Грозном. Обучение в этих университетах (один из них Российский исламский университет им. Кунта-Хаджи Кишиева в Грозном) осуществляется на основе современных педагогических и технических инноваций – 40 % дисциплин – светские.

«Сочетание светских и теологических форм образования позволяет сформировать интегральное, целостное видение мира, общества, отношение к Богу, что жизненно необходимо человеку современной цивилизации, в деле нравственно-гуманистического воспитания мусульманской молодежи, противодействия асоциальным поступкам, проявлениям религиозного радикализма и экстремизма в молодежной среде», − к такому выводу подвел В.Х. Акаев, известный далеко за пределами нашей республики ученый-религиовед.

Чахкиева Р.А.