• VTEM Image Show


Участие сотрудников Института развития образования ЧР  в международных конференциях

20161124 094202-mЗаведующий лабораторией этнопедагогики Института, доктор философских наук, известный религиовед Акаев Вахит Хумидович принял участие в международной конференции «Россия и исламский мир: поиски ответа на глобализацию экстремистских движений», где выступил с докладом (г. Казань, 17-18 ноября 2016 г.).

Борьба с международным терроризмом и проявлениями «религиозно-политического экстремизма» занимает важное место в «стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме» (из выступления В.В. Путина).

Об этом свидетельствуют и международные форумы с участием исламских организаций, Центра исламоведческих исследований, Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования и др., прошедших в последнее время в разных регионах России, а также и широкое представительство участников форума: города как России – Казань, Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Севастополь, Махачкала и другие, так и других стран – Ереван (Армения, Астана (Казахстан).

Доклад В.Х. Акаева «Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе: факторы детерминации, преступные формы проявления, методы противодействия», выступившего на пленарном заседании, с конкретными предложениями по решению проблем, вызвал интерес и привлек внимание участников.

20161124 094233-222

Западные исследователи разновидностью религиозно-политического экстремизма считают исламизм. В XIX веке сторонники исламизма понимали ислам как религию и цивилизацию одновременно. Сегодня  содержание этого термина искажено: исламизм называют «радикальным», «воинственным», «политическим», «экстремистским».

Докладчик привел высказывания Е.М. Примакова о деятельности политиков США, которые «широко использовали в своих интересах исламские экстремистские организации» (в Афганистане).

Военизированные исламисты – это экстремисты, ратующие за вооруженную борьбу с использованием насилия и террора против установленного порядка. Они представляют угрозу и опасность государству, обществу, людям. Суть ислама в другом: в утверждении мира, согласия, созидания, социальной справедливости, преодолении насилия, греховных поступков, духовно-культурном совершенствовании верующего человека.

Для исследователей важно выяснить причинную обусловленность и факторы распространения в молодежной среде религиозного радикализма, экстремизма, терроризма.

Докладчик подчеркнул, что экстремистские деяния, совершаемые молодежью, во многом являются следствием их психологической и идеологической обработки отдельными проповедниками в мечетях и в социальных сетях, а питательной почвой является их правовая безграмотность и незнание законов.

Акаев В.Х. отметил, что начиная с антиваххабистской деятельности А-Х. Кадырова, продолжаемой нынешним руководством Чеченской Республики, накоплен богатый опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, политического и правового противодействия  проявлениям религиозно-политического экстремизма.

Как меры противодействия религиозно-политическому экстремизму, по мнению Акаева В.Х., очевидна необходимость широкого воздействия общества, духовенства на молодежь, вовлекая ее в общественно-полезную деятельность, в образовательные программы по демилитаризации сознания, минимизации агрессивности в молодежной среде.

М.Х. Багаев, главный научный сотрудник Института отметил важность поднятых на конференции вопросов и позитивную роль В.Х. Акаева, философа и религиоведа, имеющего большой опыт в деле исламского образования и противодействия экстремизму.

«Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в обществе, и в первую очередь в образовательных учреждениях занимает важное место в сфере воспитания детей и молодежи, о чем свидетельствуют  последние нормативные акты и постановления Президента и Правительства, Минобрнауки России (В. Путин. Россия: национальный вопрос; Письмо Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки − №09-1467, 16.06.2016 г.).

В борьбе с терроризмом важное значение приобретает работа по дискредитации экстремистской идеологии в основе которой лежат идеи радикального ислама-ваххабизма, а также религиозного этнонационализма. Поэтому, главной задачей молодежи является формирование мировоззрения по неприятию обществом идеологии экстремизма и терроризма.

Позитивную роль в реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в чеченском обществе играет Центр духовно-нравственного воспитания и развития, на чем акцентирует внимание Акаев, − но он сам как ученый-религиовед ведет содержательную исследовательскую работу, максимально приближенную к реальности», − отметил М.Х. Багаев.

Чахкиева Р.А.