• VTEM Image Show


Антикоррупционное воспитание молодежи – основа правового  гражданского общества

20160906 103608-mВ Институте развития образования ЧР, в рамках Плана мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией, прошла беседа.

Заведующий лабораторией этнопедагогики, доктор философских наук Акаев В.Х. посвятил свое выступление теме «Роль гражданского общества в противодействии различным формам коррупции».

Коррупция (от лат. sorruptio – подкуп) это социальное явление, одновременно оно имеет значение как уголовное и политико-экономическое.

В справочном документе ООН, как явление международного масштаба его определение трактуется так: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

Говоря о причинах коррупции, опрошенные в ходе социологического исследования, называют следующие: жадность и аморальность чиновников и бизнесменов, низкий уровень правовой культуры и несовершенство законов, семейность и клановость чиновников, их правовая неграмотность.

«Коррупция – это социальное зло, представляющее опасность для государства, общества и каждого человека в отдельности», - отметил Акаев В.Х. Дело в том, что коррупция порождает нищету и социальное неравенство, снижается эффективность экономики, подрываются моральные устои общества, принципы демократии, верховенства законов и прав человека.

20160906 103445-x

Говоря о средствах борьбы с коррупцией, нужно исходить из необходимости профилактики этого явления.

Необходимо сформировать систему организации борьбы с коррупцией на основе действенной нормативной правовой базы.

В Российской Федерации усилиями представителей гражданского общества создан Национальный антикоррупционный комитет (1999 г.) для противодействия коррупции.

В беседе отмечалось, что действенными мерами по профилактике коррупции и гарантией успеха (или хотя бы позитивных результатов) являются:

 − четкое разделение законодательной, исполнительной и контрольной функций чиновников;

− наличие подлинно независимых и свободных СМИ;

− создание условий для свободной экономической деятельности.

«Рассчитывать на серьезные успехи можно только в случае комплексного подхода с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Этим должно заниматься все общество, а не только компетентные государственные органы», - отметил Акаев В.Х.

Ведущий научный сотрудник Яндарбиев Х.Ш. остановился на воспитательном аспекте решения проблемы. 

«Только культурно богатая, сильная и активная личность, обладающая моральными, нравственными качествами и сформированными гражданскими позициями, из которых и создается гражданское общество, способна решить проблемы противодействия коррупции. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения, формирования у молодежи, придерживающихся разных этнокультурных, религиозных и духовных ценностей, толерантных отношений, раскрытие у детей и молодежи их нравственно-гуманистического потенциала, − все это будет способствовать решению проблемы гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения», - к такому выводу подвел Яндарбиев Х.Ш.

Главный научный сотрудник Института, доктор исторических наук Багаев М.Х. отметил большую роль в деле воспитания подрастающего поколения учителей, ученых, преподавателей, в частности Института развития образования ЧР.

«Наш Институт разрабатывает учебно-методические комплекты, где задачи антикоррупционного воспитания решаются через использование информационно-познавательного и ценностного потенциала истории, литературы, национальной культуры и этики, музыки и ИЗО, и т.д. Используется нравственно-этический и правовой потенциал этих предметов. Антикоррупционное воспитание – это долговременный, стратегический проект, рассчитанный на долгий период, но вместе с тем, и наиболее эффективный», - отметил выступавший.

Для формирования у учащихся чувства неприятия, осознанного отказа от коррупционной модели поведения, используются различные формы внеклассной и внешкольной работы: дискуссии, беседы, деловые игры, встречи с работниками правоохранительных органов, представителей других структур.

Только путем кропотливой, систематической, целенаправленной работы можно добиться реальных успехов.

Ведущие научные сотрудники Ирезиев С.-Х. С.-Э., Джамбеков О.А. и другие отметили большой нравственно-духовный, воспитательный потенциал произведений устного народного творчества, поэзии и прозы, который необходимо использовать в полной мере, с тем, чтобы искоренить это зло навсегда.

Гакаев Х.А. говорил о той большой профилактической работе, которая проводится в нашей республике силами различных ведомств: Министерство образования и науки ЧР, Министерство культуры, Министерство по делам молодежи, Муфтият и т.д. и это дает свои результаты.

Чахкиева Р.А.