• VTEM Image Show


В Казань с рабочим визитом

kazan-mС 17 по 20 мая состоялась моя рабочая поездка в Республику Татарстан. Визит был организован с целью налаживания контактов и обмена опытом работы с Институтом развития образования Республики Татарстан.

Перелет из аэропорта Грозного в Москву, а оттуда в Казань, занял не очень много времени. Сев на самолет в Грозном в 18:30 часов, в час ночи я уже был в Казани. И это при том, что была пересадка в Москве.

Еще через час я был в гостинице «Булак», расположенном в нескольких стах метрах от исторического центра города – Казанского Кремля. Место в гостинице было любезно забронировано сотрудником Академии наук Татарстана Ринатом Патеевым, с которым меня, на всякий случай, заочно познакомил Вахит Акаев.

На следующее утро за мной к гостинице подъехала Бадриева Рина Ринадовна - директор Института развития образования Республики Татарстан (ИРО ) и милейшей души человек.  Первым делом мы направились в ИРО РТ. Рина Ринадовна ознакомила с работой института и с двухдневной программой моего пребывания в республике. В нее входили всевозможные встречи, посещение различных образовательных организаций республики, как в городе Казани, так и в сельской местности, визиты в Министерство образования и науки РТ и Представительство Чеченской Республики в Республике Татарстан, экскурсия по городу.

К 11 часам мы с директором ИРО РТ были приглашены на встречу с заместителем министра образования и науки РТ Алишевым Тимирханом Булатовичем, довольно таки молодым человеком лет тридцати, с которым у меня состоялась очень интересная беседа о состоянии дел в образовательной системе Татарстана.

Заместитель министра рассказал, что в 2051 дошкольных образовательных учреждениях республики обучается 217 тысяч воспитанников, в 1419 общеобразовательных школах республики - около 400 тысяч учащихся, в 94 профессиональных организациях – свыше 68 тысяч обучающихся, а в 50 организациях высшего образования учится более 152 тысяч студентов.

В 2011-2016 годах в республике построено 35 новых школ на 9323 мест, 196 дошкольных учреждений на 46464 места. Кроме того за этот период капитально отремонтировано 780 школ, 95 спортивных залов сельских школ, 309 образовательных организаций по программе «Доступная среда».

Создана сеть из 16 специализированных организаций интернатного типа для одаренных детей и 5 лицеев такого же типа в структуре университетов. Открыты республиканский центр олимпиадной подготовки школьников и круглогодичный образовательный центр «Дуслык» («Дружба»). Так, по эффективности участия школьников в заключительном этапе всероссийской предметной олимпиады в 2016 году Республика Татарстан заняла первое место в России. А по числу победителей и призеров – третье.

Принята государственная программа Республики Татарстан «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан» на 2014-2020 годы», на которую выделено 1 млрд 84 млн рублей. Концепция разработана во исполнение Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которая определяет образование как ключевой фактор развития человеческого капитала и конкурентоспособности республики. Цель Концепции – совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации.

В соответствии с вышеназванной программой, к примеру, проводятся: всероссийский конкурс юных татарских поэтов и писателей «Ильхам», международная олимпиада по татарскому языку и литературе, в котором принимают участие представители из 37 регионов России и 13 зарубежных стран, летние профильные языковые смены и ряд других мероприятий.

Несмотря на то, что в Татарстане лучшая в России система национального образования, в республике дополнительно принята «Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года». Концепция предполагает дальнейшее развитие сети национальных образовательных организаций, начиная с дошкольного образования, развитие кадрового, ресурсного обеспечения, научно-педагогического сопровождения этих организаций, совершенствование содержания образования и повышение эффективности системы управления.

90 процентов детей от 5 до 18 лет охвачено дополнительным образованием. В республике 155 учреждений ДО, 14116 школьных кружков, 111 базовых площадок технического творчества, 9 площадок JuniorSkills по 20 компетенциям, 3 детских технопарка «Кванториум». Широко развито детское движение. В него, вместе с «Российским движением школьников», в Республике Татарстан входит 300 тысяч детей и подростков. Кроме того, в регионе 52 муниципальных штаба «Юнармии».

Большое внимание уделяется системе профессионального роста учителей. Модель роста такова: успешный лидер – активный гражданин – компетентный педагог – ответственный наставник – инновационный практик. Она предполагает привлечение в профессию «учитель» лучших выпускников, сертификацию выпускников педагогических направлений, грантовую поддержку лучших учителей и стимулирование профессионального роста (гранты «Наш новый учитель» - надбавка к зарплате в течение первых 3-х лет, «Учитель-эксперт», Учитель-наставник», «Учитель-мастер», «Старший учитель» - доплаты к заработной плате в течение года ежемесячно), персональное профессиональное развитие.

Немалое значение придается подбору, расстановке и профессиональному развитию руководящих кадров  (при активном взаимодействии Министерства и муниципальных районов). За 2015-2016 годы проведен подбор 729 руководителей образовательных организаций и 550 заместителей директоров базовых школ. Что касается эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, то в 2016 году проанализирована работа 550 базовых школ и 45 муниципальных районов и городских округов. В 2015-2016 гг. обучение прошли 569 руководителей образовательных организаций, в 2016-2017 гг. обучение пройдут 550 заместителей директоров базовых школ. Произведена ротация 26 начальников отделов (управлений) образования муниципалитетов, 77 руководителей базовых школ. Сформирован резерв руководящих кадров: 50 руководителей – на должность начальников управлений, 600 руководителей – на должность директоров базовых школ.

Дальнейшее развитие в республике получило движение Worldskills. В Республике Татарстан 35 специализированных центров компетенций по 85 направлениям. Команда Татарстана завоевала первое место в общекомандном зачете в национальном чемпионате по стандартам Worldskills2014-2015 гг. в г. Казани, третье место в аналогичных соревнованиях в 2016 г. в г. Красногорске, а также золотую и серебряную медали  и медаль за профессионализм по итогам EuroSkills 2016 года в г. Гетеборг (Швеция).

В конце нашей встречи Алишев Т.Б. обещал оказать посильную научно-методическую помощь и содействие в подготовке необходимых кадров для  становления национального образования в республике. Он также предоставил копии нескольких договоров между Министерством образования и науки РТ и руководством муниципальных районов, которые регулируют назначение на должность начальников управления образованием муниципальных районов и директоров общеобразовательных школ. В соответствии с этими документами назначение вышеперечисленных руководителей может происходить только по согласованию с Министерством.

В тот же день мы посетили Гимназию №2 имени Ш. Марджани г. Казани с татарским языком обучения. Таких школ в Татарстане достаточно много. Только в г. Казани их около  80-ти. Рядом с гимназией находится детский сад, находящийся в ее ведении. После окончания дошкольного учреждения, учебно-воспитательный процесс в котором проходит тоже на родном языке, дети поступают на учебу в гимназию.

Все школьные дисциплины в гимназии преподаются на татарском языке. Русский язык и литература изучаются как предметы. Несмотря на это, учащиеся прекрасно владеют русским языком, и по ЕГЭ, который они сдают на русском языке, получают иногда даже более высокие баллы, чем их сверстники, обучающиеся на русском языке.

Большое внимание в гимназии уделяется творческому воспитанию учащихся. Здесь несколько кабинетов - музеев татарской литературы, культуры, искусства и краеведения.

Кроме всего прочего, для меня были интересны учебники по различным школьным дисциплинам на татарском языке, переведенные с аналогов на русском языке. Директор гимназии, один из лучших учителей Республики Татарстан - Хамидуллина Камария Зиннуровна, подарила нашему институту ряд учебников для учащихся старших классов на татарском языке: алгебре, физике, химии, истории, биологии, геометрии, арабскому языку.

Следующее мероприятие прошло в «Доме дружбы», в котором находятся представительства различных регионов, входящих в РФ, в том числе и наше, в Республике Татарстан. Наш визит в «Дом дружбы» был связан с тем, что там функционирует воскресная школа, где  дети из семей чеченцев, проживающих в Казани, изучают родной язык.

kazan2-x

Заместитель представителя Главы ЧР в Республике Татарстан Селим Сусаев собрал в своем офисе представителей чеченской диаспоры, с которыми состоялся обстоятельный разговор о проблемах функционирования воскресной школы. Выяснилось, что в школе нет дипломированного преподавателя, а также отсутствуют учебники чеченского языка. От имени ИРО ЧР мною была обещана помощь в предоставлении необходимых учебников для воскресной школы с нового учебного года.

День завершился ужином на «Татарском подворье», который прошел в дружеской обстановке, с национальной кухней, под татарскую музыку и в условиях, приближенных к традиционному быту татарского народа. Попробовал на вкус  «бишпармак», так называемые татарские «треугольники» и чай с мятой. Кстати, в соответствии с традицией, чтобы не обидеть хозяев, гостю надо выпить не менее двух пиалок чая.

На следующий день, с утра, мы выехали в Арский район республики, находящийся в 80 километрах от Казани, чтобы побывать в сельской татарской школе. Встретили нас в школе с большим радушием, с хлебом солью. Учащиеся школы представили свою школьную художественную самодеятельность: танцы,  песни, небольшие инсценировки из спектаклей.

Директор школы рассказала о достижениях своей школы, Которая входит в сотню лучших школ республики. Она показала кабинеты швейного дела и подготовки шоферов, спортивный зал, где дети занимались борьбой на поясах, краеведческий музей, тренажерный зал. Особой гордостью школы является пришкольный земельный участок площадью в полтора гектара, где учащиеся выращивают капусту, морковь, свеклу и другие овощи.

По дороге обратно, вдоль которой везде располагались аншлаги названий рек, населенных пунктов на татарском и русском языках, мы посетили литературно-мемориальный музей великого татарского поэта, писателя, публициста и мыслителя конца XIX начала XX века Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай, который прожил недолгую, но насыщенную большой творческой работой жизнь. Умер создатель татарского литературного языка когда ему было всего лишь 27 лет.

К 16 часам мы уже были в Казани. До вечера нам еще предстояло совершить экскурсию по городу. Ровно через час мы уже были на территории Казанского Кремля, у Спасской башни.

Экскурсия получилась на славу, благо нам попался отличный экскурсовод, коренная жительница Казани - Гульнара, обладающая глубокими знаниями как об истории Казани, так и о его сегодняшнем дне.

Казанский Кремль – это историко-архитектурный комплекс, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был основан в начале X века и после распада Золотой Орды стал центром Казанского ханства. В 1552 году Казань была завоевана Иваном Грозным. Крепостные стены, а также дворцы и мечети Кремля были разрушены. Местное население было выселено за его пределы, а вместо них  поселены русские. По приказу царя был построен новый Кремль. Тогда же были построены и православные храмы, которых к концу XVI века было уже шесть. Татар, испокон веков исповедовавших Ислам, начали насильно принуждать к принятию христианства. В 1708 году была образована Казанская губерния, и Кремль стал административным и культурным центром  всего Поволжья. Позже были возведены губернаторский дворец, юнкерское училище, здание духовной консистории, Президентский дворец и ряд других исторических объектов.

Своей необычной красотой, кроме мощной крепостной стены с высокими башнями и нескольких старинных православных церквей и монастырей, особенно выделяется голубая мечеть Кул Шариф с восьми минаретами, построенная на месте разрушенной во время штурма Казани войсками Ивана Грозного старинной восьми минаретной мечети.  Кул Шариф был имамом этой мечети и был убит при защите Божьего дома. Мечеть Кул-Шариф строилась в течение 10 лет и была открыта в 2005 году. Купол 57 метровой мечети по своей форме напоминает форму «казанской шапки», являвшейся короной казанских ханов, увезенной в Москву в качестве трофея после падения Казанского ханства.

Прямо напротив Кремля, через реку Казанку, впадающей в Волгу, находится еще одна из достопримечательностей города, уже современная - оригинальное  здание Центра семьи «Казан», напоминающее своей формой котел, стоящий на треноге («Котел» по-татарски – «Казан»). В этом здании находится несколько банкетных залов, а также специальное помещение, где проходит светская процедура бракосочетания. Скульптором здания, подчеркивающего национальные и религиозные традиции татарского народа, является бурятский художник Даши Намдаков.

Здание Центра семьи, спереди и сзади, обрамляют (охраняют) стилизованные символы Татарстана и Казани – 2 зиланта (дракона) и 2 акбарса (белых барса), установленные на постаментах.

Здание «Казана» в виде котла напомнило мне наш легендарный медный котел, находившийся в Нашхе и разрушенный во время Кавказской войны. Может и нам возродить символ единства чеченского народа в центре Грозного? Было бы неплохо.

Экскурсия, от которой мы получили большое удовольствие и массу впечатлений, на этом, к сожалению, закончилась и я, попрощавшись со своими друзьями-коллегами, вернулся в свой гостиный дом, чтобы с утра вылететь в Грозный и при первой же возможности вновь вернуться сюда, в этот прекрасный и гостеприимный город.