• VTEM Image Show


Новые программы по чеченской литературе для 5-11 классов  (стандарты второго поколения)

22-08-2017-mСовещание по обсуждению и анализу программ по чеченской литературе для 5-11 классов, подготовленных в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования, прошло в Институте развития образования ЧР 22 августа 2017 г.

Один из авторов программы Эдилов С.Э. отметил, что подготовлены примерные программы по всем классам (5-11), где определена и разработана инвариантная (обязательная) часть учебного курса, с учетом основных положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Подготовлены рабочие программы к учебникам по чеченской литературе для 5-7 классов (УМК), где определены структура учебного материала и последовательность его изучения (по часам), пути формирования системы знаний, умения и способы деятельности в соответствии с содержанием образования и возрастными особенностями обучаемых.

За авторами рабочих программ и учебников оставлен выбор вариативной составляющей содержания образования, как и рекомендуется ФГОС второго поколения.

Примерная программа включает и раздел «Примерное тематическое планирование», где определяются основные виды учебной деятельности школьников.

Директор Института Х.С. Умхаев в целом одобрил подготовленные программы, отметив, что они подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тематическое планирование, где определены число учебных часов и виды деятельности, обзоры, изучение теоретического материала – все это разработано на должном уровне.

22-08-2017-x2

Однако, как отметил Х.С. Умхаев, в содержательную часть не включены многие авторы, среди которых и писатели, стоявшие у истоков зарождения чеченской литературы (Б. Сулейманов), авторы высокохудожественных произведений, с большим воспитательным потенциалом (Я. Хасбулатов, А-Х. Хатуев, А. Юсупов и др.).

Необходимо определится и с числом учебных часов, т.к. не все учителя способны самостоятельно рассчитать время в своих рабочих программах. Могут быть «разночтения» в подходе к изучению тех или иных произведений, исходя из их художественной и воспитательной ценности.

Сотрудники Института внесли свои предложения по усовершенствованию примерной программы:

− нужно разработать совместно с Минобрнауки ЧР график издания программ и всей учебно-методической литературы, с тем, чтобы подготовленная учебно-методическая литература не устаревала;

− необходимо оперативно давать экспертную оценку (должен быть экспертный совет) научной и учебно-методической литературе, для внесения изменений, доработки и подготовке к изданию;

− каждые 5 лет к переизданию учебников необходимо вносить коррективы и в программы.

Директор Института Х.С. Умхаев выступил с инициативой создания экспертного совета на базе ИРО ЧР и всю подготовительную работу по изданию проводить силами коллектива с привлечением других авторов и ученых.