• VTEM Image Show


Духовно-нравственное воспитание в школе

30-08-2017-mБеседа «Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения Курбан-Байрам», в рамках плана мероприятий по реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, прошла в Институте развития образования ЧР 29 августа 2017 г.

«Единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения ЧР», являющейся одним из основных документов, дополняющих ФГОС нового поколения, определена система базовых национальных духовно-нравственных ценностей. Широкие возможности для развития и углубления представлений о духовно-нравственных ценностях, дают такие предметы, как литература, основы исламской и других религиозных культур, история и т.д.

Мы, как авторы учебно-методических изданий, должны обеспечивать реализацию данных задач», − отметил директор Института Х.С. Умхаев.

Заведующий лабораторией этнопедагогики, доктор философских наук Акаев В.Х. считает, что вопросы смысла жизни и нравственного выбора стояли перед человечеством с древнейших времен. «Об этом свидетельствуют древние мифы, легенды и предания. Задача учителя – помочь детям в постижении нравственного, философского, морально-этического содержания и глубокого смысла изучаемых произведений.

Курбан-Байрам как официальный праздничный день объявлен в республиках РФ: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и Чеченская Республика.

Содержание и суть праздника должны быть известны детям, но и учитель не может быть в стороне, т.к. сохранение и развитие обычаев, традиций и религиозных ценностей народов ЧР – ключевая задача. 

Праздник Курбан-Байрам символизирует милосердие и величие Бога, а также то, что лучшая жертва человека – это вера», − отметил В.Х. Акаев.

30-08-2017-x2

У мусульман Курбан-Байрам – праздник окончания хаджа, возникший в память жертвоприношения пророка Ибрахима.

Эдилов С.Э. отметил, что в художественных произведениях по литературе, начиная с начальной школы, встречаются сюжеты о религиозных верованиях и праздниках.

Так, Яшуркаев С.С. в рассказе «Пасха» − сюжет о праздновании главного христианского праздника «пасхи» − ориентирует детей на истинные морально-этические ценности. Поддержка семьи ссыльных чеченцев в святой для всех христиан день – ни у кого не вызывает возражения. Наоборот, собравшиеся на русском кладбище верующие – христиане подают пасхальные яйца мальчику-мусульманину, вынужденному жить в чужом краю без средств к существованию.

На таких примерах, считает Эдилов С.Э., можно воспитать не только истинных правоверных, помогающих бедным и униженным, но и патриотов-интернационалистов, активных гражданских личностей.

Арсанукаев А-Г.А., имеющий кроме светского и религиозное образование (Дамасский духовный университет «Абу-Нур»), раскрывая глубокий смысла праздника «Курбан-Байрам» отметил: «Жертвоприношение… способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу».

Приводя цитаты из Корана с переводом на чеченский язык, Арсанукаев А-Г.А. говорил о широких возможностях, предоставляемых арабскими источниками в подготовке и проведении интегрированных уроков по духовно-нравственному воспитанию. Для этого у учителя кроме учебников должны быть и методические пособия с конкретными рекомендациями.

«В помощь преподавателям общеобразовательных школ необходимы пособия, включающие основы исламской культуры и светской этики, расширяющие кругозор учащихся о базовых национальных духовно-нравственных ценностях», − отметил старший научный сотрудник, автор учебников по традиционной культуре и этике для 5-9 классов Ахмадов М.М.