• VTEM Image Show


Краеведческая работа в школе

IMG 20170919 110737-mПервое заседание постоянно действующего семинара-практикума «Историческое краеведение Чечни», в рамках проекта «Краеведческая работа в школе», прошло 19 сентября в Институте развития образования Чеченской Республики.

В семинаре приняли участие руководители методических объединений, учителя истории, ученые-историки, представители управлений образования республики, общественные деятели. 

Выступая с приветственным словом директор Института Х.С. Умхаев сказал, что краеведческая работа – это изучение истории, культуры, экономики родного края – села, района, города, республики. Школьное краеведение способствует воспитанию патриотических чувств, становлению личности на основе национальных традиций. В процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы осуществляется проектная и исследовательская деятельность учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Он отметил, что для оказания методической и консультативно-практической помощи учителям-историкам Институтом будет проводиться постоянно действующий семинар-практикум «Краеведческая работа в школе».

Главный научный сотрудник Института Багаев М.Х. в своем выступлении на тему: «Задачи республиканской исторической науки в развитии краеведческой деятельности в школах ЧР» остановился на главных проблемам при организации краеведческой работы в школах.

Багаев М.Х. сказал, что в школьной учебной программе на изучение истории родного края не отведено ни одного часа. На историческом факультете Чеченского государственного университет количество часов для изучения «Истории Чеченской Республики» сокращено в 3 раза, а в Грозненском государственном педагогическом университете История Чечни вообще не изучается.

Затем он представил свои книги: «Источники исторического краеведения Чечни», «Историческое краеведение Чечни», изданные небольшими тиражами, а также свое новое Пособие по краеведению, подготовленное к выпуску.

Заведующий лабораторией истории и обществознания Института Акаев В.Х. отметил, что без знания истории, культуры, народных традиций и обычаев своего народа невозможно воспитать патриота, личность с активной гражданской позицией.

Он указал на тот момент, когда, например, чеченцы -  участники 1-й мировой войны в составе так называемой «Дикой дивизии», почему-то, до сих пор не уравнены в правах с другими участниками этой войны – представителями других национальностей. «Надо нам сшивать историю», - призвал Акаев.

«Патриотизм начинается с родного края: Ярославля, Казани, Новосибирска, Дальнего Востока, Чечни и т.д.», - сказал ведущий научный сотрудник А.Л. Устаев. Он подчеркнул, что в краеведческой работе (изучая историю, культуру, традиции и обычаи народа) необходимо использовать современные информационные средства. В свое время это было сделано в Японии и имело, как мы все видим, громаднейший успех. Япония стала одной из самых интеллектуально и технологически развитых стран мира.

IMG-20170920-WA0001-2

Устаев А.Л. обратил внимание на необходимость координации действий школ с учреждениями дополнительного образования, занимающихся краеведческой работой.

Большую активность в работе семинара проявили учителя школ.

В своем выступлении Батукаева З.А. (Урус-Мартановский район) отметила, что в её работе краеведение занимает особое место. Но учителей до такой степени загрузили бумажными делами, что им практически не до краеведческой работы. Но, несмотря на все это, она регулярно организует для детей экскурсии в Галанчож, Шатой, Итум-Кали, Ведено и другие места. Ведется кружковая работа, проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия.

Джабраилов Р.Н. (Ножай-Юртовский район) считает, что на изучение истории Чечни, а также на школьное краеведение должны выделяться часы, которые должны быть в сетке учебного плана.

Он привел пример из опыта Татарстана, где к основному учебнику по истории России сделаны соответствующие приложения по истории Татарстана.

Учительница истории из Наурского района Сердюкова Г.В. отметила, что большой недостаток учебного плана – отсутствие национально-регионального компонента. Учителям для изучения истории чеченского народа приходится выкраивать время при изучении соответствующих тем по истории России.

В помощь учителям истории она предложила выпускать различные брошюры и другие вспомогательные материалы. 

Старший научный сотрудник Исаева Р.М., организовавшая данный семинар, отметила, что это первое заседание постоянно действующего семинара «Краеведческая работа в школе» и в дальнейшем работа семинара будет продолжена. 

Чтобы разговор был более конкретным, она составила анкету для учителей о формах и методах организации урочной и внеклассной краеведческой работы.

Подводя итоги семинара-практикума, директор Института Х.С. Умхаев обратил внимание на большую заинтересованность и активность участников семинара и пожелал им творческих успехов в работе.