• VTEM Image Show


Семинар-практикум  «Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения  чеченскому языку и литературе»

20171123 151455-mПервое заседание постоянно действующего семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание на уроках чеченского языка и литературы», в рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, прошло 22 ноября 2017 г. в Институте развития образования Чеченской Республики.

В семинаре приняли участие руководители методических объединений, учителя чеченского языка и литературы общеобразовательных учреждений всех районов, представители управлений образования республики, писатели и общественные деятели.

Выступая с приветственным словом, старший научный сотрудник Института Асет Вагапова отметила, что по инициативе Главы Чеченской Республики разработана Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Учителя родного языка и литературы в процессе урочной, внеклассной работы занимаются формированием у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, коллективизма, уважения к традициям и общественным нормам.

Традиционные духовно-нравственные и культурные ценности постигаются через язык, литературу, искусство. Нравственный, художественный, воспитательный потенциал литературных произведений не может быть воспринят детьми в полной мере без предварительной и повседневной работы учителя. Подготовить подрастающее поколение к самостоятельному постижению идеи и содержания художественных произведений – главная цель учителя-словесника.

Своё выступление на заданную тему А. Вагапова начала с проникновенного чтения стихотворения Магомеда Дикаева.

IMG-20171123-WA001322-x

Жизненный и творческий путь поэта был удивительно богатым. Темы родины, матери и родной земли, мужской чести и достоинства, великой любви и бескорыстной дружбы – были основными в его творчестве. Читая стихи М. Дикаева, выступающая обратила внимание собравшихся на содержательную, художественную составляющие его стихотворений, на индивидуальный почерк, присущие только ему художественно-изобразительные средства.

С большим чувством и любовью читали стихи М. Дикаева старшеклассники СОШ № 39 п. Алды. Они давали краткие характеристики лирическим героям, рассказывали об идейном содержании стихов, объясняя и аргументируя свою точку зрения.

На семинаре прозвучали песни на стихи М.Дикаева. На интерактивной доске демонстрировались фотографии как самого автора, так и его друзей - писателей и поэтов, подборки изданий его произведений.

Старший научный сотрудник Института Айдамирова М.А. в своем выступлении остановилась на роли литературных музеев в духовно-нравственном воспитании детей.

Посещая историко-этнографические, краеведческие и, в особенности, литературно-мемориальные музеи Арби Мамакаева, Абузара Айдамирова, литературно-этнографический музей им. Л.Н. Толстого и другие, знакомясь с их экспонатами, слушая лекции и беседы экскурсоводов, как правило, людей творческих, учащиеся проникаются атмосферой той эпохи, бытом и традициями чеченского народа.

IMG-20171123-WA0002-x

С интересным сообщением из творческой лаборатории писателя выступил народный писатель Чеченской Республики Ахмадов Муса. Он выразил свою озабоченность состоянием дел с изучением родного языка в республике.

Писатель Таус Исс внес предложение о необходимости открытия центров народного творчества, кружков, театральных студий на родном языке.

Прозвучали предложения об увековечении памяти чеченских писателей и поэтов в названиях улиц, культурных и образовательных учреждений.

Семинар прошел в удивительно приятной, доверительной и, по-домашнему, теплой обстановке.