• VTEM Image Show


Амри Рзаевич Шихсаидов (К 90-летию со дня рождения).

amri-mВ институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (ИИАЭ ДНЦ РАН) 20 марта 2018 г. прошли торжества, посвященные 90-летию со дня рождения Амри Рзаевича Шихсаидова.

Профессор, доктор исторических наук, А.Р. Шихсаидов - крупнейший специалист в области востоковедения. Им издано более 400 научных трудов, в том числе более 35 монографий. Он - потомок видных сынов Дагестана: Мухаммеда Ярагского - идейного вождя освободительного движения народов Кавказа в XIX в.; Гасан - эфенди Алкадари, известного деятеля просвещения, ученого, поэта Дагестана.

Амри Рзаевич родился 20 марта 1928 г. в г. Дербенте, в интеллигентной лезгинской семье. Его отец, Рза Шихсаидов, в 1911 г. окончил с золотой медалью Первую Тифлисскую мужскую гимназию, в 1916 г. военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Он был первым наркомом здравоохранения Дагестана. В свою очередь, Амри Рзаевич в 1951 г. окончил именитый восточный факультет Ленинградского Государственного университета (ЛГУ), впитав в себя в полном объеме научные достижения школы академиков - востоковедов И.Ю. Крачковского, В.В. Струве, А.Ю. Якубовского и профессора В.И. Беляева. В том же году вернулся в Дагестан и начал трудовую деятельность - около пяти лет был учителем махачкалинской средней школы № 5, а за тем перешел в Институт истории, языка и литературы им. Гамзата Цадасы Дагестанского филиала АН СССР, ныне - ИИАЭ ДНЦ РАН, где трудится и по сей день, являясь основателем дагестанской востоковедческой научной школы и подлинным вдохновителем и незаменимым ее руководителем (2, с. 12-13).Помнится, к своему 80-летнему юбилею (2008 г.) А.Р. Шихсаидов издал книгу (2), посвященную актуальным проблемам истории, культуры, источниковедения и идеологии средневекового Дагестана (2, с.4). Тексту монографии предшествуют замечательные поздравления экс-президента Республики Дагестан М.Алиева, академика РАН А.П. Деревянко, академика РАН Г.Г. Гамзатова. В них подчеркивается, что титанический труд А.Р. Шихсаидова по собиранию, публикации и исследованию арабоязычных рукописей и эпиграфических памятников, арабских источников по истории народов Кавказа - выдающийся вклад в российскую и мировую науку (2, с.5-6). Захватывающе написана обширная статья Гаджи Гамзатовича об Амри Рзаевиче (2, с.7-20).

В четвертом разделе этой монографической статьи, автор подчеркивает, что Амри Рзаевич - один из признанных историков и теоретиков отечественного исламоведения, глубокий знаток мусульманского средневековья, человек чести и достоинства, доброты и отзывчивости. Как ученый, как личность он сформировался в кругу таких замечательных личностей, как старейший дагестанский востоковед и добрый наставник Магомед-Саид Саидов; выдающийся кавказский этнограф Сакинат Шихамедовна Гаджиева; патриарх дагестанской исторической науки, непререкаемый авторитет в области общественных наук на Кавказе Расул Магомедович Магомедов; крупнейший российский археолог Рауф Магомедович Мунчаев; талантливые историки и обществоведы широкого плана Дибир Муслимович Антаев и Гамид Гамидович Османов; один из крупных и общепризнанных деятелей дагестанского обществоведения и культурологии Дибир Магомедович Магомедов; популярный в Дагестане арабист традиционного склада Магомед-Гаджи Нурмагомедов Араканский; один из основателей и организаторов дагестанской археологической науки в Дагестане Магомед Гаджиевич Гаджиев; один из авторитетнейших теоретиков современной кавказской историографии Хидир Хидирович Рамазанов; ученый-филолог с широким лингвистическим диапазоном Букар Бекирович Талибов; известный на Кавказе крупнейший авторитет в области народного образования и просвещения Гани Шихвалиевич Каймаразов; ведущий руководитель современной кавказской научной школы по этнографии, известный в стране и за рубежом профессор Мамайхан Агларович Агларов и многие другие (2, с. 17). Безусловно, в эту мощную плеяду входит и сам академик, выдающийся литературовед России Гаджи Гамзатович Гамзатов, а так же его родной брат, популярнейший во всем мире поэт Расул Гамзатович Гамзатов, дружбу с которыми Амри Рзаевич пронес до конца жизни знаменитых братьев и очень гордится этим.

В завершающей части своей статьи, профессор Г.Г. Гамзатов пишет: «Дагестан неповторим как историко-культурный феномен, заключающийся в том, что здесь на относительно небольшом клочке земли, практически на точке пересечения двух параллелей и меридианов, сформировалось и сохранилось невероятно большое обилие памятников человеческой истории и цивилизаций. Как заметил в одном из своих наблюдений профессор А.Р. Шихсаидов, памятников культуры на арабском языке здесь накопилось и сохранилось несказанно великое множество. Уму непостижимо, как после той лавины могущественных усилий воинствующего атеизма, прокатившегося по богатейшему жнивью арабоязычной и арабографической культуры, в Дагестане могло уцелеть так много ценных книжных собраний и, именно, арабского происхождения.

По плотности их распространения и по сохранности до настоящего времени Дагестан, пожалуй, занимает первое место в мире. Вызывает чувство восхищения сама широта духовных запросов грамотного дагестанца, многообразность и интенсивность его интеллектуально-творческих контактов с окружающим миром. Ученые в огромном долгу перед своим народом. Мы должны, обязаны выявить и вернуть народу его прошлое, правду о его истории. Люди науки, считает Амри Рзаевич, должны быть фанатами в самом высоком смысле слова, увлеченными, объективными, верными, честными и бескорыстными» (2, с. 18-19). 

Именно с этих позиций написан «Каталог арабских рукописей» (1). Эта книга представляет собой полное описание арабских рукописей, древнейшей из дошедших до нас коллекций, принадлежавших дагестанскому ученому, основателю и руководителю медресе, одному из главных организаторов борьбы народов Дагестана против полчищ Надир-шаха - Хаджи Ибрагиму Урадинскому, жившему в XVIII в. (1, с.2). Восемнадцатый век, как подчеркивает А.Р. Шихсаидов, занимает особое место в истории письменной культуры и духовной жизни дагестанского общества, в формировании особого характера литературной традиции. Для Дагестана это была эпоха универсализации научной мысли, четкого обозначения научных школ, например, школы Мухаммада из Кудутля, Дауда из Усиша, Гасана Старшего из Кудали и т.д. Это было время повышенного интереса к некораническим наукам - арифметике, математике в целом, медицине, практической астрономии. Это было время значительного роста письменной культуры, ориентированной на дагестанское селение.

Как правило, это были крупные населенные пункты, выполнявших роль административных, политических и экономических центров. К последним относится и селение Урада, родина Хаджи Ибрагима Урадинского, наследию которого и посвящено рассматриваемое научное издание. В нем описание рукописей проводится в тематическом режиме по образцу описания, разработанного самим А.Р. Шихсаидовым с учетом опыта археографических экспедиций и описаний востоковедных учреждений Санкт-Петербурга, Ташкента, Тбилиси, Баку. В ходе описания, - поясняет Амри Рзаевич, - тексты расположены по тематическим рубрикам согласно «иерархии» областей знания: тафсиры, таджвид, хадисы, догматика, суфизм, мусульманское право, логика, диспут, филология, грамматика, риторика, художественная проза, пропедевтика (круг знаний - М.Б.), математика, разное (1, с.49-50).

Поскольку Каталог относится строго к специфическим изданиям, посвященным богословии и мне, не занимающемуся теологией, трудно подробно разъяснять те или иные тонкости в описаниях рукописей из коллекций Хаджи Ибрагима Урадинского, я только пересказываю комментарии А.Р. Шихсаидова, который, кстати, констатирует, что издание подобных каталогов дагестанских коллекций остается одной из важнейших задач дагестанских востоковедов, хотя уже издано 5 каталогов арабских рукописей (1977-2011) и два каталога печатных книг па арабском языке в 2006 и 2008 гг. (1, с.46-47). Кроме того, впервые издан каталог персидских рукописей в 2001 году (1, с.48). Издано также несколько важных каталогов текстов на языках народов Дагестана в 1989-2012 годах.

В аспекте сказанного, каталог арабских рукописей (коллекция Ибрагима Урадинского) достойно пополнил этот ряд. Это самая древняя коллекция из сохранившихся в Дагестане в полном объеме (1, с.48-49) и произошло это благодаря жителям селения Урада Хижаловым, последний представитель которых - Будун Хижалов, вместе со своей женой Патимат , делает все, чтобы рукописи его предка стали достоянием не только дагестанских, но и других народов Кавказа.

Конечно, хочется, чтобы и в Чечне были такие яркие личности как Амри Рзаевич, благодаря которым были бы найдены арабоязычные рукописи, которые могли бы стать объектом исследований чеченских ученых, тем более что условия для этого в Республике есть - Государственный исламский университет им. Кунта-Хаджи Кишиева. Кроме того, на историческом факультете ЧГУ обучаются студенты по специальности «Регионоведение» с обязательным изучением арабского языка. На базе этих двух вузов можно было бы ежегодно проводить археографические экспедиции. Не верится, что все арабоязычные рукописи чеченских богословов бесследно исчезли во время тотальной депортации чеченцев в 1944 г. Это одна сторона проблемы. Есть и другая, не менее важная.

Речь идет о надмогильных каменных плитах - чуртах, сохранившихся на древних кладбищах горной Чечни. На этих стелах есть загадочные надписи на арабском языке. Их - то и надо выявлять, изучать, как это сделали в Дагестане известный советский этнограф Л.И. Лавров (3-5) и А.Р. Шихсаидов (6-7). Более того, такие чурты покрыты изумительными орнаментами, являясь тем самым колоссальным и бесценным источником камнерезного искусства чеченцев. Если такие памятники хорошо изучены в Дагестане (8), то в Чечне они ждут своего исследователя. Эту же мысль я озвучил в своем выступлении 20 марта 2018 г. на указанном форуме. А сейчас, пользуясь случаем, еще раз поздравляю своего дорогого друга Амри Рзаевича Шихсаидова с его замечательным 90-летним юбилеем! Желаю крепкого здоровье ему и всему его потомству, особенно его правнуку Амри Гаджиеву, которого я прозвал Амри II.

 Литература

1. Шихсаидов А.Р. Каталог арабских рукописей: Коллекция Хаджжи Ибрагима Урадинского (отв.ред. А.Р. Наврузов; Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала: Мавраев Ъ, 2014. - 384 с.: илл.

2. Гамзатов Г.Г. «Очерки истории, источниковедения и археологии средневекового Дагестана» //Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. - Махачкала: ГУ «Дагестанское книжное издательство», 2008. - 560 с.

3. Лавров Л.И. Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции // Сборник Музея антропологии и этнографии (СМАЭ), 1957. Т. XVII.

4. Лавров Л.И. Новые материалы по арабской эпиграфике на Северном Кавказе // СМАЭ. 1963. Т. XXI.

5. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложение Л.И. Лаврова. - М., 1966, ч. I; 1968, ч. II; 1980, ч. III.

6. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984 и др. его работы.

7. «Дербенд- наме» на языках народов Дагестана: тексты и комментарии (под общей ред. Г. М.-Р. Оразаева; сост. Д. М. Маламагомедов). - Махачкала: Мавраев Ъ, 2012.

8. Мамаев М.М. Декоративно- прикладное искусство Дагестана. - Махачкала, 1989.

 

М.Х. Багаев, доктор 
исторических наук, профессор.