• VTEM Image Show


Акаев Вахит на Международном Саммите  по проблемам тюркского мира в Турции

20180405 101357-mЗаведующий лабораторией истории и обществознания Института, доктор философских наук Акаев В.Х. принял участие в Международном Саммите по проблемам тюркского мира, проходившем в г. Анталия (Турция) 20-23 марта 2018 г.

В работе Саммита приняли участие ученые, работники культуры и искусства, общественные деятели из Турции, России (Татарстан, Башкортостан, Республика Дагестан и Чеченская Республика), Казахстана, Туркмении и др.

Обсуждались проблемы истории, культуры, образования, науки, религии народов тюркского мира и их взаимодействия с народами России, Кавказа, Европы.

В числе интересных и содержательных докладов был доклад В.Х. Акаева на тему «Тюркский компонент в духовной культуре народов Северного Кавказа». Участники саммита восприняли его с большим интересом. В докладе подчеркивалось духовное, культурное взаимовлияние тюркоязычных, славянских, кавказских народов, их мирное сосуществование. Методологическая позиция В.Х. Акаева основывалась на евразийских идеях Н. Трубецкого, Л. Гумилева и других российских философов. В докладе широко привлекались исторические, философские источники, в частности, путевые заметки турецкого путешественника Эвлия Челеби, подробно описавшего религиозно­политические, этнокультурные события на Северном Кавказе в 1666 году. Рассматривались региональные формы ислама, подчеркивалось отсутствие в них экстремистских проявлений, развитие исламского образования среди мусульман региона.

Проведя сравнительный анализ между прошлым и настоящим в духовной культуре народов Северного Кавказа, В.Х. Акаев подчеркнул необходимость сохранения и развития в современных условиях положительного опыта взаимодействия народов, их языков, культур, мировоззрений.

20180405 101157-x

 Акаев В.Х. отметил, что тюркский язык, в частности, язык кумыков, начиная с VII в., со времен зарождения Хазарского Каганата на Кавказе, до первой трети ХХ в., являлся языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Языки нахско-дагестанских народов, так называемых кавкасионов (если придерживаться грузинской терминологии) насыщены тюркскими, кумыкскими терминами, топонимикой, и их достаточно много.

Между народами Северного Кавказа в прошлом, и даже сегодня, достаточно широко распространены родственные отношения. Так, они устанавливались между кумыками и, в целом, со всеми горцами, между дагестанцами и чеченцами, чеченцами и кабардинцами, ингушами и осетинами и т.д. и эти процессы происходили, естественно, спорадически. Процесс ассимиляции приобретал заметный характер в период переселений - в ходе Кавказской войны, а также в период депортации чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан.

Эта ситуация и сегодня работает на укрепление их единства, родственных, этнических, духовно-культурных связей, определяя общий характер образа их жизни, поведенческих установок и взаимопонимания.

Безусловно, тюркский компонент глубоко укоренен в культуре народов Кавказа, равно как и кавказские традиции стали основополагающими в образе жизни, культуре, ментальных ценностях тюркских народов Северного Кавказа. Этот этнокультурный синкретизм сегодня представляет собой основу бытия всех народов данного региона, придавая им мозаичное историко-культурное, мультикультурное своеобразие.

uchastniki-sammita

Саммит был организован IKSAD (Институт экономического развития и социальных исследований). Несколько участников саммита были награждены золотыми медалями IKSAD, среди которых был и наш сотрудник, профессор Акаев В.Х., с чем и поздравляем нашего ученого.