• VTEM Image Show


Проведение практико-ориентированных мероприятий ‒ важное направление работы ГКУ «ИРО ЧР»

IMG 1009-mОб организации и проведении практико-ориентированных мероприятий (конференции, методические семинары, семинары-практикумы) шла речь на совещании научных сотрудников Института 23 октября 2018 г.

Директор Института Умхаев Х.С. акцентировал внимание собравшихся на важности проведения подобных мероприятий для учителей школ республики.

Семинары-практикумы и их роль в повышении профессиональных компетенций учителей-предметников трудно переоценить.

Профессиональный рост современного учителя связан с поиском новых методик, в том числе и по использованию новых технологий. Поэтому, учитель, особенно молодой, нуждается в профессиональном сопровождении методической службы ‒ ученых-методистов, опытных учителей и т.д.

Методические обучающие семинары знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта. Предметно-методическая компетентность, умение транслировать передовой положительный опыт в педагогическое сообщество - эти и другие качества формируются в процессе проведения и участия в семинарах.

Семинары по различным проблемам, через изучение позитивного опыта работы учителей, способствуют повышению качества урока как части (элемента) образовательной среды, совершенствованию педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.

На совещании отмечалось, что ученые, в том числе и ученые-методисты, отчасти оторваны от школы (совсем не работали в школе или работали давно) и провести действительно полезный для учителя семинар трудно.

Среди ученых Института есть и те, кто работал и продолжает работать в школе ‒ Юсупова Р.В., Абдулкадырова Р.А., Эдилов С.Э., Вагапова А.Б. у которых тесная связь с учителями.

IMG 1032-x

Есть такие ученые, которые хотя и не работают в школе, но активно контактируют с учителями и руководителями методических объединений. Это, например, Гишларкаев В.И., который разработал Программу и план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования РФ в нашей республике (по заданию Министерства образования ЧР). Он проводит диагностику затруднений учителей и, исходя из этого, подходит к выбору тем семинаров-практикумов.

Историки Багаев М.Х., Акаев В.Х. и Исаева Р.М. имеют большой опыт в организации и проведении подобных мероприятий (они в течение года провели 2 конференции и 2 семинара (методический и семинар-практикум).

Сотрудники лаборатории филологического образования также провели много мероприятий по подготовке УМК по чеченскому языку и литературе для начальной школы (Солтаханов И.Э. и Эдилов С.Э.). Были проведены семинары для учителей на базе издательства «Грозненский рабочий» и нашего Института. Состоялись презентации учебников с обсуждением их содержания.

Сотрудники Института Овхадов М.Р. и Абдулкадырова Р.А. за последние 2-3 года работали над созданием линии учебников по чеченскому языку для 5-11 классов. За короткий срок они подготовили совершенно новые учебники (практическая часть изменена полностью, обновлен методический аппарат).

Каждый учебник обсуждался на совещаниях в Министерстве, с привлечением учителей и методистов. Авторы проводили семинары с участием руководства и учителей школ. Все учебники были одобрены и изданы в срок. Подготовку учебников по родному языку для 10-11 классов поручили также им. Таким образом, вся линия учебников по чеченскому языку будет подготовлена этим авторским коллективом.

Семинары-практикумы Вагаповой А.Б. (совместно с М.А. Айдамировой) всегда проходят с активным участием учителей, где последние выступают, дают мастер-классы, проводят открытые уроки. Для демонстрации возможностей использования межпредметных связей приглашают и артистов. Работа Вагаповой А.Д. проводится в рамках реализации проекта Института «Духовно-нравственное воспитание на уроках чеченского языка».

Заведующий научной лабораторией Аслаханов С-А.М. в процессе подготовки УМК по физическому воспитанию дошкольников, а также учащихся начальной школы проводит обучающие эксперименты, апробацию материалов в ДОУ и ОУ, что дает ему возможность на месте (для методобъединений ДОУ и школ) проводить подобные семинары.

При подготовке семинаров ученые используют новинки научно-методической, педагогической литературы, в том числе и материалы из СМИ (газеты, журналы, передачи радио и телевидения) по всем предметным областям.

Одним из последних семинаров, проведенных Институтом, был семинар по географии Чеченской Республики (27 сентября 2018 года). Устаев А.Л. провел его в форме презентации своего учебного пособия «География ЧР: природа, экология, социальная сфера, экономика», подготовленного к изданию.

IMG 1017-x

Он рассказал учителям, что 11 ноября 2018 г. пройдет Географический диктант Русского географического общества (инициатором этой акции является Президент Российской Федерации В.В. Путин, что свидетельствует о важности мероприятия) очно и онлайн, т.е. можно организовать диктант в своем регионе, а также принять участие в нем, после подачи соответствующей заявки.

Подводя итоги, директор Института Умхаев Х.С. отметил, что Институтом накоплен определенный опыт организации и проведения практико-ориентированных мероприятий.

На основе обобщения и анализа собственного опыта, а также работы других организаций в данном направлении, был составлен План работы и определен график проведения научно-методических и практических мероприятий Института, который затем был принят.

При обсуждении Плана работы на текущий учебный год, были-внесены предложения о необходимости использования в своей практике активных форм работы с выездом в учебные учреждения различных районов республики для проведения обучающих семинаров в Единый методический день по различным предметным областям (русский и родной языки и литературы; история и география Чечни и т.д.).