• VTEM Image Show


Институт развития образования ЧР подвел итоги  научно-исследовательской работы за 2018 год

IMG-20181227-WA0019-mОтчет о научно-исследовательской работе Института за 2018 год утвержден на заседании Ученого совета (в расширенном составе) 25 декабря.

В текущем году Институт занимался подготовкой учебно-методических комплектов (УМК) по чеченскому языку и литературе, истории и географии Чечни, УМК по физическому воспитанию учащихся начальных классов, а также исследованием проблем преподавания русского языка и литературы, математики, немецкого языка и музыки в чеченской школе.

Так, завершена работа над УМК по чеченскому языку и литературному чтению для начальной школы (Солтаханов И.Э.). Впервые разработана книга чтения для I-го класса (в дополнение к абату).

Эдилов С.Э. завершил работу над подготовкой УМК по чеченской литературе для 6-х классов (программы - примерная и рабочая, пособие и рабочие тетради к учебнику-хрестоматии.

Овхадов М.Р. и Абдулкадырова Р.А. подготовили Программы по чеченскому языку для 10-11-х классов, а также сборник диктантов с грамматическими заданиями, с разными типами диктантов для учащихся 6-х классов.

IMG-20181227-WA0018-x

В соответствии с требованиями ФГОС переработаны учебники-хрестоматии по чеченской литературе: для 8 класса уже издан, учебник-хрестоматия для 10 класса подготовлен к изданию (Ахмадов М.М., Алиева З.Л-А.).

Институтом разрабатывается и справочная литература.

Завершена работа над подготовкой «Школьного орфографического словаря чеченского языка» (Вагапов А.Д.). 

Словарь включает около 20000 словоформ.

Новизна и актуальность в том, что вводится новое орфографирование числительных, включение большего числа падежных форм существительных и временных форм глаголов.

Подготовлено к изданию объемное учебно-методическое пособие для учителей школ и студентов-филологов «Устное народное творчество чеченцев» (Джамбеков О.А.).

Впервые на таком уровне, на принципах исторического и сравнительно-типологического изучения, проводится научный анализ всех жанров устно-поэтического творчества чеченского народа.

Подготовлено учебно-методическое пособие для учителей школ и студентов-филологов «Кавказ и русская литература» (Яндарбиев Х.Ш.).

Это серьезное исследование включает разделы о пребывании известных русских писателей в Чечне (А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и др.), о влиянии их творчества на развитие чеченской литературы, а также благотворное влияние Кавказа, культуры, обычаев и традиций горцев на мировоззрение русских писателей, что отразилось на их дальнейшем творчестве.

Методике преподавания отдельных предметов в чеченской школе посвящены работы:

«Методика подготовки учащихся к выполнению творческих заданий ЕГЭ» (Юсупова Р.В.), «Изучение имен прилагательных немецкого языка с учетом особенностей чеченского» (Эскиева Л.А.), преподавание математики «Аксиоматическое построение теории действительных чисел» (Гишларкаев В.И.), «Музыка» в 5-8 классах школ ЧР, с электронным приложением (Цицкиева М.Т.), «Основные направления работы педагога-психолога в начальной школе ЧР» (Борщикова Ф.Х.)

Впервые разработано учебно-методическое пособие для учителей школ «Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания обществознания в школах ЧР» для 10-11 классов (Акаев В.Х.).

Материалы, методические и практические рекомендации и разработанные уроки по самым сложным темам дадут возможность учителям подойти к работе творчески, все проблемы рассматривать в соответствии и на основе духовно-нравственных ценностей этнической и религиозной культуры народов ЧР.

Продолжается работа по подготовке УМК по истории и географии Чечни: «Историография по истории Чечни (с древнейших времен до современности)» − объемное исследование Багаева М.Х. в помощь учителям и преподавателям образовательных учреждений ЧР.

Бугаев А.М. и Исаева Р.М. работают над подготовкой УМК по истории Чечни для 10-11-х классов (с электронным приложением). Вводятся новые материалы, обновляется методический аппарат, пересматриваются некоторые разделы и композиция учебного пособия.

Завершена работа над подготовкой УМК по географии Чечни для 8-9-х классов (Устаев А.Л.).

УМК (полный комплект) «Физическое воспитание учащихся начальной школы ЧР» подготовил к изданию (Аслаханов С-А.М.).

В комплекте: программы (примерная и рабочая); учебное пособие для учителей начальных классов «Основы теории и методики физического воспитания»; содержание уроков физического воспитания учащихся 1-4 классов.

Все материалы апробировались и проверялись в школах республики.

По проблеме «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на уроках и во внеурочной деятельности учителей чеченского языка и литературы» проводится разнообразная работа. Вагапова А.Б. занимается организацией и проведением практико-ориентированных мероприятий для учителей и других работников образования в соответствии с изучаемым материалом.

С целью расширения образовательного пространства и усиления просветительского направления разрабатывается тема «Музейная деятельность по приобщению подрастающего поколения к культурно-историческому наследию» (Айдамирова М.А.).

Впервые разработано учебное пособие по арабскому языку для 2 класса. Это начальный курс, где определяются звуко-буквенные значения, даются начальные знания о частях речи, видах предложений и др. Разработка этого курса для начальной школы будет продолжаться (Арсанукаев А-Г.А.).

Большую и разнообразную работу провела группа лаборантов - исследователей (Ш.И. Абдуразаков, С. А-Х. Дудаев, Л.Х. Дашаева, С.Л. Тутаева, П.А. Хунарикова). Ими подготовлены: КИМы для ОГЭ, пособие для учащихся 4-х классов «Региональные проверочные работы. Нохчийн мотт. 4 класс». Брошюра к пособию «Региональные проверочные работы. Нохчийн мотт. 4 класс» для учителей начальных классов.

IMG-20181227-WA0021-x

Издано пособие для подготовки к ОГЭ – 2019 по чеченскому языку «Ас дIалур ю ПКЭ!» («Я сдам ОГЭ!»).

Подготовлен к изданию сборник диктантов по чеченскому языку для учителей, работающих в 10-11 классах, с классификацией диктантов по составу, содержанию, восприятию текста и по цели проведения.

Разрабатываются и переходящие работы.

Продолжается работа над переводом учебника физики (Перышкин А.В., Гутник Е.М.) для 10 класса на чеченский язык, с тем, чтобы учителя могли строить работу с опорой на знания чеченского языка для наиболее полного постижения терминологии и сложных физических процессов (Хасханов С.Х.).

Хатаев Х.И. приступил к разработке толкового словаря чеченского языка (в соавторстве).

К разработке новой темы – «Изучение творчества С-Б. Арсанова в средней школе» (пособие для учителя) приступила Хажбикарова М.И.

Эти работы будут завершены в 2019 году.

Институт развития образования ЧР в 2018 году провел следующие семинары и конференции:

1. Всероссийская конференция «Религиозная и общественная мысль народов Северного Кавказа: история и современность», посвященная 80-летию со дня рождения А.Д. Яндарова (27 февраля 2018 г.).

2. Семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание на уроках чеченского языка» («Нохчийн меттан а, литературин а урокашкахь эхь-бехк кхетош-кхиор»), посвященный Дню чеченского языка (17 апреля 2018 г.).

3. Семинар-практикум «Методика изучения экономической и социальной географии Чечни» (27 сентября 2018 г.).

4. Семинар-практикум «Образ Родины в творчестве А. Айдамирова» (20 ноября 2018г.).

5. «Научно-педагогический десант в Грозненский район». Научно-практическая конференция «На перекрестке наук» (18 декабря 2018 г.).

Проводились и другие мероприятия: беседы, круглые столы.

Проведены этнокультурная и региональная экспертизы учебников, включенных в федеральный список, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей ЧР. Эксперты: Джамбеков О.А., Яндарбиев Х.Ш., Чахкиева Р.А.

Всего проведено:

Конференции                                                ‒ 2;

Семинары                                                     – 6;

Встречи, презентации                                   ‒ 5;

Беседы, круглые столы                                 – 2.

 

Количество завершенных работ                    – 22.

а) учебно-методические пособия, УМК          – 17;

б) программы                                               – 1;

в) сборники диктантов                                 ‒ 2;

г) словари                                                    ‒ 1;

д) электронные пособия                              – 1;

Количество незавершенных

(переходящих) работ                                   ‒ 4.

 

Были присуждены награды и звания:

Директор Института Умхаев Х.С. стал лауреатом престижной премии «Серебряная сова» Интеллектуального центра Чеченской Республики в номинации «За подвижничество» (3 марта 2018 г.).

Старший научный сотрудник Хажбикарова М.И. успешно защита диссертацию по творчеству С-Б. Арсанова, ей присуждена ученая степень кандидата филологических наук.

Старший научный сотрудник Айдамирова М.А. награждена Почетной грамотой Министерства культуры ЧР.

Проводилась и разнообразная внеплановая работа: сотрудники принимали участие в семинарах и конференциях, в том числе и международных, где выступали с докладами; участвовали в проведении курсов повышения квалификации учителей, проводили практические занятия; издавали учебно-методическую литературу, публиковали статьи.

Всего в 2018 году опубликовано:

Учебники                   ‒ 3

Программы               ‒ 3

Словари                     ‒ 1

Статьи                        ‒ 51

Пособия                     ‒ 3

Сборник диктантов  ‒ 1

Рабочие тетради       ‒ 3

Доклады                    ‒ 45

Лекции                      ‒ 211 час.

 

Директор Института Умхаев Х.С. отметил, что план научно-исследовательской работы Института выполнен в полном объеме. Институтом проведена объемная и разнообразная работа:

«Одним из направлений работы Института является проведение практико-ориентированных мероприятий с презентаций новых образовательных технологий в работе с выявлением, обобщением опыта творчески работающих учителей, что будет способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогов, развитию их творческой деятельности по обновлению содержания образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов».

Отчет о научно-исследовательской работе Института был одобрен и утвержден Ученым советом Института единогласно.