• VTEM Image Show


Договорились о сотрудничестве

IMG-20190417-WA0017-m10 апреля директор Института развития образования ЧР Хамзат Умхаев побывал с рабочим визитом в Аланской гимназии г. Владикавказ. Целью визита в столицу Северной Осетии – Алания было ознакомление с проектом полилингвальной модели поликультурного образования, автором которого является известный ученый, доктор филологических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета, декан факультета иностранных языков СОГУ, действительный член Российской Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по поликультурному, полилингвальному образованию Северо-Осетинского государственного института Тамерлан Таймуразович Камболов.

Суть проекта состоит в том, что он предполагает обучение школьников начальных классов на своих родных языках, с постепенным, плавным переходом на русский язык обучения в 5 классе, когда дети начинают владеть русским языком на достаточном для обучения в основной школе уровне. В свою очередь, все это позволяет преодолеть определенное отставание в подготовке учащихся начальных классов национальных республик из-за плохого знания последними русского языка. Данная модель образования вполне оправдана, так как дети, в большинстве своем, приходят в школу без соответствующего знания русского языка, тем более учебной терминологии. Все это намного облегчает и труд самого учителя, когда вместо решения учебных задач учителя вынуждены тратить значительную часть урочного времени на обучение детей непосредственно русскому языку.

Поликультурное, полилингвальное образование обеспечивает целенаправленный процесс приобщения учащихся к российской и мировой культуре посредством родного, русского и иностранного языков, с обязательным соблюдением трехуровневой составляющей обучения: Республика (регион), Россия, Мир. Так, например, знакомя учащихся на уроке Музыки с творчеством выдающихся композиторов мира, учитель рассказывает не только о российских и зарубежных композиторах, но обязательно информирует учащихся о музыкальном творчестве их местных коллег. Говоря о Великой отечественной войне 1941-1945 гг., определенная часть урока должна быть отведена рассказу об участии в Отечественной войне местных жителей и т. д.

Встретили нас с большим радушием. Директор гимназии Царазонова Мадина Викторовна, в первую очередь, рассказала о своем учебном заведении, педагогическом коллективе гимназии,  целях и задачах, поставленных перед коллективом учебного заведения руководством республики. Кстати, Попечительский совет Аланской гимназии возглавляет Глава Республики Северная Осетия-Алания Битаров Вячеслав Зелимханович.

IMG-20190417-WA0009-x

В гимназии, на сегодняшний день, 5 классов: три первых класса, начавших обучение в этом году, и два вторых. В каждом классе по 20 человек, так что учитель успевает уделить внимание всем своим детям. Всего в гимназии – 100 детей. В новом учебном году количество классов увеличится еще на три класса. Желающих обучаться в гимназии со следующего года было еще больше, но из-за отсутствия необходимой материально-технической базы, недоукомплектованности необходимыми педагогическими  кадрами, которых готовят в Северо-Осетинском государственном университете, набор учащихся был прекращен еще в начале апреля. Но по полилингвальной модели в Северной Осетии-Алания детей начали обучать и в нескольких дошкольных учреждениях, а также в 11 обычных общеобразовательных школах республики.

Для учащихся гимназии разработаны свои оригинальные учебники и наглядные пособия. В первом и втором классах весь процесс обучения проходит на осетинском языке. Термины на осетинском, с учетом необходимости перехода в 5 классе на русский язык обучения, дублируются и на русский язык. В третьем классе 2/3 обучения проходит на родном языке, а 1/3 - на осетинском. В четвертом классе 2/3 обучения проходит на русском языке, 1/3 – на родном. В пятом классе процесс обучения полностью переходит на русский язык.

Гимназия – учебное учреждение полного дня. Во второй половине дня (до 6 часов вечера) проходят дополнительные занятия. Дети занимаются хореографией, литературным творчеством, музыкой, изобразительным искусством, театром, декоративно-прикладным искусством, шахматами, различными спортивными занятиями. Гимназия является учреждением интернатного типа. Дети из отдаленных районов в течение всей учебной недели могут проживать в самой гимназии. Естественно, всех детей кормят. Причем, 5 раз в день.

Ученическая форма учащихся гимназии стилизована под национальную форму, с орнаментом на костюмах девочек и своеобразными кавказскими мягкими пуговичками на рубашках у мальчиков.

На уроках дети очень активны, ведут себя раскованно и свободно. Чувствуется благотворное влияние родного языка и родной культуры.

Прошла встреча и с уважаемым метром, автором поликультурного, полилингвального проекта образования Камболовым Т.Т., который подарил Институту свои оригинальные учебники, разработанные на возглавляемой им кафедре ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института. Известная в республике тележурналистка Малика Муталаева взяла у него интервью, которое будет скоро показано на ЧГТРК «Грозный».

Между Институтом развития образования ЧР и Аланской гимназией была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве.