• VTEM Image Show


«Религиозно-культурный диалог как основа формирования целостного мировоззрения молодежи Северного Кавказа»

IMG-20190514-WA0003-mБеседа на такую тему, в рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, прошла в Институте 14 мая 2019 г.

Заведующий лабораторией истории и обществознания Института, известный ученый-философ и религиовед Акаев Вахит Хумидович, ответственный за мероприятие, обозначил самые актуальные аспекты проблемы.

Он подчеркнул, что в условиях современной глобализации часто происходят различного рода кризисы - социально-экономические, духовно-культурные, религиозные, которые затрагивают интересы народов, социальных групп, молодежи. Основными участниками подобных процессов являются молодые люди, мировоззренческие ценности которых расходятся, с одной стороны, с европоцентристскими, христианскими нормами жизни, с другой стороны, исламскими ценностями.

Вопросами возникновения подобных ситуаций, нередко ведущих к террористической деятельности, и задаются ученые, педагоги, общественность.

Самое главное - это достижение межэтнического, межконфессионального, межгражданского согласия, мультикультурного взаимодействия в различных регионах мира.

Проблемы межнационального, гражданского согласия, особенно в такой стране как Россия, стоят особо остро. Распад СССР вызвал ранее неизвестные, тем более в таких масштабах, процессы радикализма, экстремизма в социально-политической, духовно-культурной сферах.

Эти процессы специфически проявились на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, когда небольшой процент молодежи был вовлечен в нетрадиционное для региона исламское течение, получившее название ваххабизм.

Идеология и практика ваххабитов была направлена на подавление традиционного ислама, перевод его на периферию социальной и духовной жизни чеченцев, дагестанцев, ингушей, в конечном итоге - создание Кавказского халифата и выдавливание России из региона. Это была сила, которая разрушала наши традиции, вовлекая нашу молодежь в экстремистские, террористические группировки.

Последние события, которые происходят в различных регионах мира - Мали, Индонезия, Украина, свидетельствуют о масштабах данных процессов.

IMG-20190514-WA0004-x

«Достижение единства народов не только на уровне региона, но и, в целом, в масштабах всей страны в современных условиях для Российской Федерации ‒ задача актуальная в теоретическом и практическом отношении», – отметил Акаев В.Х.

Исторически сложилось так, что на Северном Кавказе, сформировалось особое языковое, этническое, культурное, духовное многообразие, но это многообразие не является, как считают некоторые исследователи, препятствием для современных цивилизационных процессов.

«Непрерывный духовно-культурный диалог между поколениями, между верующими разных религий, течениями внутри одной религии – основа для сохранения стабильности в государстве и созидательного развития общества», − подчеркнул Акаев В.Х.

Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет реализацию государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, направленной на укрепление единства многонационального народа РФ (российской нации).

Главное в этой работе, как было отмечено, внимание к проблемам формирования патриотизма у подрастающего поколения, осуществления межнационального, межконфессионального диалога, духовно-нравственного воспитания молодежи, начиная с семьи и школы.

Ведущий научный сотрудник Института Устаев А.Л. отметил, что Акаев В.Х. поднимает самые актуальные вопросы современности – религиозно-культурный диалог и проблемы формирования целостного мировоззрения молодежи, как необходимого условия жизни в многоконфессиональных государствах и регионах. Конструктивный диалог, способствующий формированию этно-конфессионального многообразия, обеспечивает сосуществование различных религиозно-культурных традиций и свободное взаимодействие религиозных идей и представлений.

Директор Института Умхаев Х.С. подчеркнул, что традиционные духовно-нравственные и культурные ценности постигаются через язык, литературу, национальную культуру и искусство. Нравственный, художественный, воспитательный потенциал этих явлений должен быть реализован через научную, учебно-методическую литературу, а самое главное, через повседневный труд учителя.

IMG-20190514-WA0010-x

В беседе приняли участие Вагапов А.Д., Джамбеков О.А., Айдамирова М.А., Вагапова А.Б. Эльдарханова З.Х. и другие, высказавшие свое мнение по проблеме и поделившиеся опытом работы в этом направлении.