• VTEM Image Show


О полилингвальной модели образования

IMG-20190528-WA0001-mВопросы внедрения полилингвальной учебной модели, как наиболее оптимальной для школ Чеченской Республики, обсуждались на совещании научных сотрудников Института 28 мая 2019 года.

Кафедра ЮНЕСКО СОГУ, под руководством доктора филологических наук Т. Т. Камболова, успешно решает задачи разработки и внедрения в школы Осетии полилингвальной учебной модели, что является оптимальной и для школ Чеченской Республики, т.к. она позволяет использовать и чеченский, и русский, и иностранный языки в качестве и изучаемых языков, и языков обучения.

Об этом доложил директор Института Х.С. Умхаев, который посетил Северную Осетию ‒ Алания, встречался с руководителем проекта Т.Т. Камбаловым, под руководством которого и заложены соответствующие методические основы для перехода на полилигвальную модель, разработаны учебники.

gddgd54

Собравшимся был продемонстрирован фильм о ГБОУ школа-интернат «Аланская гимназия».

Отрывки из посещенных уроков по родному языку, математике, музыке и другим предметам сопровождаются комментарием учителей-предметников, своими успехами делятся и учащиеся гимназии.

Умхаев Х.С. представил учебно-методические пособия, подготовленные в рамках полилингвальной модели образования по предметам: родной язык, окружающий мир, музыка в начальной школе, математика и др.

Камболов Т.Т. и его единомышленники считают, что в решении проблемы сохранения родного (осетинского) языка определяющее значение имеет расширение социальных функций языка в сфере образования.

Решая вопросы самосохранения этноса, разработчики новой модели решают и сугубо образовательные задачи, т.к. формирование базиса знаний учащихся напрямую зависит от правильно выбранного языка обучения. Камболов Т.Т. отмечает: «Использование осетинского языка в качестве такового в начальной школе в сельской зоне республики, где дети приходят в первый класс практически не владея русским языком, может оградить их от серьезных образовательных проблем в будущем».

Как отметил Умхаев Х.С., в нашей республике успешно реализуется Единая концепция «Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ЧР». В рамках этой программы проводится краеведческая, историко-патриотическая, нравственно-эстетическая работа. Разрабатываются проекты, связанные с краеведением, сохранением исторического наследия народа, с народным творчеством.

Вопросы полилингвального образования и перевода начальной школы на родной (чеченский) язык обучения неоднократно поднимались в Чеченской Республике. Проводился эксперимент, были подготовлены учебники ‒ «Математика» для 1-х, 2-х классов, «Окружающий мир» для начальной школы на родном языке и др.

Создан Экспертный совет по сохранению и дальнейшему развитию чеченского языка, который возглавляет Глава Республики Р. Кадыров. Хотя остается определенное непонимание и инертность общества, противодействие изменениям со стороны родителей, но это скорее психологический фактор.

IMG-20190528-WA0007

Выступившие сотрудники ‒ Устаев А.Л., Вагапов А.Д., Солтаханов И.Э., Вагапова А.Б. и др. предложение о возможном внедрении полилингвальной модели образования в республике поддержали, ибо сохранение и развитие родного языка ‒ главное условие сохранения национальной культуры как единственно возможной основы эффективного политического, экономического и социального развития чеченского народа.