• VTEM Image Show


ГКУ «Институт развития образования ЧР» подвел итоги научно-исследовательской работы за 1-е полугодие 2019 года.

18.06 5-mВ соответствии с планом научных исследований на 2019 год сотрудники отчитались о ходе работы над плановыми исследованиями.

Продолжается работа над завершением УМК по чеченскому языку и литературе, истории и географии Чечни, по физическому воспитанию детей (от дошкольников и до учащихся старших классов).

Солтаханов И.Э. завершает работу над УМК по чеченскому языку для начальной школы.

В текущем году им разрабатывается методическое руководство к книге чтения для 2 класса.

Эдилов С.Э. разрабатывает УМК по чеченской литературе для среднего звена (5-7-е классы). Им подготовлены программы (примерные и рабочие), учебники для 5-7-х классов, рабочие тетради. В текущем году он завершает работу над методическим пособием для 7 класса.

Овхадов М.Р. и Абдулкадырова Р.А. завершают работу над линией учебников по чеченскому языку, включенных в федеральный перечень. Ими подготовлены учебники для 5-9-х классов, в текущем году они завершают работу над всей линией – идет работа над подготовкой (переработка и переиздание в соответствии с требованиями ФГОС) учебников для 10-11-х классов.

 Ими подготовлены программы (5-11 классы), сборники диктантов (5-6 классы).

Группа сотрудников (Абдуразаков Ш.И., Дашаева Л.Х., Дудаев С.А-Х., Хунарикова П.А., Тутаева С.Л.) разрабатывают материалы: Методика подготовки к ОГЭ – 2019; Методика подготовки учащихся начальных классов к РПР по чеченскому языку. Сборник изложений для учащихся 10-11-х классов.

Одновременно с плановой работой ими проводилась и другая работа (по заданию Министерства): за отчетный период подготовлены тесты для этнографического диктанта (по творчеству А. Мамакаева), тесты для тотального диктанта, проведены семинары – практикумы для учителей школ (2).

IMG 20190625 100615-x

Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А. завершили работу над подготовкой учебника по чеченской литературе для 8 класса, в текущем году будет подготовлена хрестоматия для 10-го класса.

Институтом проводится разнообразная краеведческая работа: историческое краеведение, литературное и т.д.

По литературному краеведению будет подготовлено пособие «Литературная летопись края (фольклор и литературные памятники)» – Джамбеков О.А., а также пособие «Литературно-этнографическая карта края. Путеводитель по памятным местам Чечни». – Яндарбиев Х.Ш.

В Институте большое внимание уделяется подготовке справочной литературы, в частности, словарей.

Вагапов А.Д. завершил работу над подготовкой Школьного орфографического словаря, в текущем году разрабатывает Школьный словарь отраслевой (тематической) лексики.

Это разделы: природа (растения, названия зверей, птиц, земноводных); человек (термины родства, профессии, этнонимика); названия одежды, пищи и др.; торговая, религиозная, научная и др. терминология и т.д.

Разрабатываются УМК по истории и географии Чечни.

В текущем году завершается работа над подготовкой учебных пособий по истории Чечни для 5-9-х классов (Багаев М.Х., Бугаев А.М. и др.), электронный вариант разрабатывает Исаева Р.М.

IMG 20190618 100401-x

Кроме того, Багаев М.Х. разрабатывает объемное пособие (2019-2020 гг.) «Археологические исследования северокавказских археологических экспедиций (1927-1977 гг.) в Чечено-Ингушетии.

Устаев А.Л. завершает работу над УМК по географии Чечни: подготовлена программа, учебник, пособие, рабочие тетради. В текущем году разрабатывается пособие «Методические рекомендации по изучению географии ЧР» (актуализация, переработка, переиздание).

Методике преподавания отдельных предметов в школах ЧР посвящены работы:

Юсуповой Р.В. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка; Эскиевой Л.А. Изучение числительных и местоимений немецкого языка в школах ЧР; Аслаханова С-А.М. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений ЧР (УМК); Борщикова Ф.Х. Основные направления работы педагога-психолога в школах ЧР; Гишларкаев В.И. Элементы дифференциального исчисления в школьном курсе математики (профильный уровень); Акаев В.Х. Формирование толерантных отношений в процессе преподавания обществознания. Этнические и религиозные вопросы и др.

IMG 20190618 111307-x

Разрабатывается учебное пособие для учащихся 3 кл. «Арабский язык» (Арсанукаев А-Г.А.); пособие «Музей и школа. Музейные культурно-образовательные проекты» (Айдамирова М.А.).

Регулярно проводились семинары-практикумы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках чеченской литературы (Вагапова А.Б.).

Кроме плановой выполнялась и внеплановая работа.

Сотрудники приняли участие в 5 конференциях (три из которых международные), проведено 5 семинаров-практикумов, 1 беседа. Опубликовано 4 статьи, прочитаны лекции для учителей.

Два сотрудника были отмечены высокими наградами: Багаев Муса Харонович получил общенациональную премию (звание) «Профессор года – 2019» по Южному и Северо-Кавказскому федеральному округу.

Овхадов Муса Рукманович победил в номинации «Основатель научной школы», учрежденной Российской Академией Естествознания.