• VTEM Image Show


Ученый совет Института развития образования ЧР утвердил план научно-исследовательской деятельности на 2014 г.

На первом в текущем году заседании Ученого совета (в расширенном составе) прошло обсуждение и утверждение плана научно-исследовательской работы Института. Ученый секретарь Чахкиева Р.А. доложила, что в соответствии с индивидуальными планами научных сотрудников составлен план научно-исследовательской работы Института на 2014 год. Институт продолжит работу над подготовкой учебных, учебно-методических комплектов в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Так, на текущий год в соответствии с темой «Подготовка учебно-методических комплектов по чеченскому языку и литературе, русскому языку и литературе, традиционной чеченской культуре и этике, этнопедагогике, истории и географии Чечни, преподавание математики и иностранных языков в чеченской школе» запланировано:

Программа по чеченской литературе для 5-8 кл. (Эдилов С.Э.).
Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 5 класса (Эдилов С.Э.).
Пособие для учителя «Изучение чеченского языка для 4 класса» (Солтаханов И.Э.).
Учебники чеченского языка для 6 и 7 классов (Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А.).
Практический курс по изучению имени существительного чеченского языка (Тимаев А.Д.).

Учебно-методический комплект по чеченской литературе пополнится новыми пособиями, в том числе и электронными. Это в плане директора Института А.М. Арсанукаева:

1. Программы по чеченской литературе для 9-11 классов.
2. Осуществление общей редакции по составлению программ по чеченской литературе для 5-11 классов.
3. Банк данных о писателях Чечни. Электронное пособие о современных писателях Че-ченской Республики.
4. Интернет-проект «Чеченская литература. Персоналии».

Методическое руководство к учебнику «Чеченская традиционная культура и этика», 7 кл. ‒ в плане Ахмадова М.М.
Пособие для учителя «Изучение прозаических произведений малых и средних жанров на уроках русской литературы в чеченской школе» (разрабатывает Яндарбиев Х.Ш.).
Изучение чеченских героико-эпических песен «Илли» в образовательных учреждениях ЧР (Джамбеков О.А.).
Пособие для учителя «Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе» (Юсупова Р.В.).

Учебно-методические комплекты по истории и географии Чечни пополнятся следующими работами:

История Чечни с древнейших времен до нач.XXI в. Учебник для студентов исторических факультетов (Багаев М.Х., Гакаев Х.А.).
Методическое пособие для учителя по организации исследовательской и проектной де-ятельности учащихся общеобразовательных учреждений по истории Чечни, 5-9 кл. (Исаева Р.М.).
Программа по «Географии ЧР: природа, экология, социальная сфера, экономика» для 8-9 кл. (Устаев А.Л.).
По математике в чеченской школе на основе мониторинга будут разработаны: Методические рекомендации по математике для учителей ЧР (Гишларкаев В.А.).
В помощь учителям немецкого языка, работающим в чеченской школе ‒ Школьный немецко-чеченско-русский словарь (Эскиева Л.А.).
По социологии и этнопедагогике будут подготовлены пособия: «Этнопедагогические воззрения чеченцев: историко-культурологический анализ» (Акаев В.Х.).
«Кадровый потенциал сферы образования ЧР: понятия, типы, особенности» (Оздарбиев Д.М.).

Проводить работу по разъяснению и пропаганде в коллективе Института основ тради-ционных религий, национальных традиций, обычаев и культуры чеченского народа (Арсану-каев А-Г.А.).

На апрель-май текущего года запланирован научно-методологический семинар по теме:

«Историческая наука ‒ школе. Актуальные вопросы преподавания истории Чечни». Запланирован выпуск 1-2 номеров «Вестника ИРО ЧР».
Кроме этого, будет проводиться работа по рецензированию и экспертизе научной и учебно-методической литературы, по организации (или участии) мероприятий, конференций, семинаров, совещаний. Информационным обеспечением Института (сбор, систематизация и анализ информации по проблемам образования), работа сайта (пополнение и обновление) и др. ‒ будет заниматься Арсанукаев А-Б.А.

Осуществляется редакционно-издательская деятельность, работа Ученого совета и др. Выступившие далее Тимаев А.Д., Акаев В.Х., Багаев М.Х., Эдилов С.Э., Ахмадов М.М., Устаев А.Л. отметили, что план насыщенный, объемный, охватывает все стороны работы Института. В нем отражены насущные потребности школы – создание учебников, программ, учебных и методических пособий. Научной составляющей нашей деятельности является фактический материал и практическая направленность.

У нас профессиональный и компетентный в разных научных областях коллектив и нам под силу выполнение этого плана, его следует утвердить. План научно-исследовательской деятельности Института на 2014 год Ученым советом утвержден. В заключительном слове директор Арсанукаев А.М. подчеркнул: «План работы, который мы утвердили на предстоящий год, действительно большой, обширный, но реальный для выполнения и сомнений не должно быть о том, что он будет выполнен полностью, в срок и качественно. Подчеркиваю, качественно. Все, что пишется для школы должно отвечать мно-гим требованиям: научно обоснованные и практически выверенные факты, принцип историз-ма, учет возрастных и психологических особенностей обучающихся, создание всей учебно-методической продукции в соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения. Научным сотрудникам необходимо ежеквартально отчитываться о ходе работы над плановыми темами и в октябре-ноябре текущего года представить завершенные работы».

Чахкиева Р.А.