• VTEM Image Show


В ИРО ЧР продолжаются отчеты сотрудников о научно-исследовательской работе за I-й квартал 2014 г.

a-mini-2Выступая с отчетом, заведующий лабораторией «Национальная культура и история» Гакаев Х.А. отметил, что находя из главной цели современной школы – подготовить учащихся к практической деятельности и к жизни в обществе и коллективе, история как один из гуманитарных предметов, наравне с литературой содействует формированию всесторонне развитой личности, воспитанию гражданина и патриота.

«В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения учащиеся должны овладеть общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Поэтому, наши учебники и методические пособия по содержанию и разработке методического аппарата должны обеспечивать достижение УУД: формулирование цели, организация исследовательской и проектной деятельности и многое другое», – считает Гакаев Х.А. Исходя из этих задач, Багаев М.Х., главный научный сотрудник Института, и Гакаев Х.А. работают над подготовкой учебника для студентов исторических факультетов «История Чечни (с древнейших времен до XXI века)».

Большое внимание обращается на источники и историографию, этот важный раздел разработан в I-м квартале. Учащиеся и студенты должны знать историю Чечни с древнейших времен и до современности, т.к. героическое прошлое, как и современный период, может явиться надежной основой патриотического воспитания и помочь в формировании социально зрелой личности гражданина. Багаевым М.Х. и Гакаевым Х.А. подготовлены статьи по теме исследования для публикации в очередном номере «Вестник ИРО ЧР», рецензии на публикации в «Архивном вестнике».

Багаевым М.Х. подготовлен доклад для выступления на Международной научной конференции – XXVIII-е Крупновские чтения, где он председательствует (форум состоится 14 апреля в Москве). В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения – оказание учителю истории и учащимся школ максимальную помощь в решении приоритетных задач в области исторического образования школьников, в том числе и в организации проектно-исследовательской, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, старшим научным сотрудником Исаевой Р.М. запланировано «Методическое пособие по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по истории Чечни».

Актуальна и цель пособия – оказание помощи учителю (и учащимся) при подготовке и проведении проектной и исследовательской деятельности с учетом конкретных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Для «Вестника ИРО ЧР» подготовлена статья «Из истории организации краеведческой работы в Чечне». В соответствии с ФГОС очень важно достижение предметных, метапред-метных и личностных результатов, эти работы и статьи окажут большую помощь в этом плане. Актуальную тему «Этнопедагогические воззрения чеченцев: историко-культурологический анализ» разрабатывает заведующий лабораторией этнопедагогики и дошкольного образования Акаев В.Х.

Истоки педагогики и этнопедагогики автор находит у древних греков, время зарождения этнопедагогики у чеченцев он прослеживает, начиная с язычества. Этот раздел разработан в I-м квартале. Ведущий научных сотрудник Устаев А.Л. работает над подготовкой про-граммы по «Географии ЧР»: природа, экология, социальная сфера, экономика» для 8-9 классов. Устаевым А.Л. уже подготовлен полный комплекс по Географии Чечни (программа, учебник, методическое пособие, рабочие тетради), однако с введением ФГОС второго поколения все учебно-методические пособия перерабатываются или издаются заново.

По теме исследования разработаны важные разделы: теоретико-методологические основы регионального курса «География» как отдельного курса; интегрированное изучение курса в соответствующих разделах федерального курса «География», что очень важно при ничтожно малом количестве часов (10-12 часов). Директор Института Арсанукаев А.М. отметил:

«В соответствии с требованиями новых стандартов готовится программа по «Географии ЧР», также как и по другим предметам. Это очень важно, без программы не может быть и новых учебников. Это будет ориентиром для подготовки новых и при переиздании учебников и пособий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Сотрудники, судя по отчетам, с этой работой справляются».

Чахкиева Р.А.