• VTEM Image Show


В ИРО ЧР начались отчеты о научно-исследовательской работе за 1-е полугодие 2014 года

mini-9Сотрудники Института развития образования ЧР отчитываются о научно-исследовательской работе за 1-е полугодие 2014 года с представлением всех материалов по исследуемой теме. Первыми с отчетами за полугодие выступили сотрудники лаборатории филологического образования. Заведующий лабораториейЭдилов С.Э. отметил, что все сотрудники выполнили плановые задания за 1-е полугодие в полном объеме. Кроме того, сотрудники лаборатории выступали с докладами на конференциях, в том числе и международных, выступали в периодической печати, проводили и другую внеплановую работу.

Солтаханов И.Э. работает над подготовкой методического пособия «Изучение чеченского языка в 4 классе».

Подготовлен и систематизирован фактический материал. С учетом изменений в программе (в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения) внесены изменения, дополнения, переработан методический аппарат. Даются рекомендации по использованию новых технологий и т.д. Кроме того, принимал участие в конференциях (к Дню чеченского языка, по проблемам изучения чеченского языка в связи с введением ФГОС – 2 доклада). Тема исследования Юсуповой Р.В. «Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому  языку в чеченской школе».

За 1-е полугодие подготовлено: Введение, где дается определение понятию технология обучения русскому языку и роль инновационных технологий в обучении. Разработаны два раздела главы 1-й: Виды инновационных технологий.

а) Технология учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка.

б) Компьютерная технология и проектная деятельность на уроках русского языка.

В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся учатся и приобщаются к проектной деятельности с 5-го класса. Так, в 5 классе разрабатывался проект: «Что в имени твоем?», в 8 классе - «Названия металлов на русском и чеченском языке». Овхадов М.Р. разрабатывает вместе с Махмаевым Ж.М. и Абдулкадыровой Р.А. два учебника чеченского языка – уже подготовлен к изданию учебник чеченского языка для 5 класса, завершается работа над учебником чеченского языка для 6 класса. Они переработаны в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и являются частью учебно-методического комплекса по чеченскому языку.

Принимал участие в научно-практических конференциях, где выступал с докладами:

1. Ю.Д. Дешериев – выдающийся кавказовед, основоположник социолингвистики (в соавторстве).

2. Ю.Д. Дешериев и социальная лингвистика (в соавторстве).

3. Национально-языковая политика в 60-х-80-х гг. XX века.

4. Нохчийн мотт: кхиамаш а, хьалха лаьтта декхарш а.

5. А.А. Кадыров и национально-языковая политика в ЧР.

Итого: 5 докладов.

Опубликована статья (Вестник ИРО № 12): «XX бIешеран 20-30-чуй шерашкахь Нохчийчохь дIакхехьна къаьмнийн меттанийн политика».

С ним в соавторстве работает Абдулкадырова Р.А.

В текущем году проделана следующая работа:

Подготовлен и отпечатан первый вариант учебника чеченского языка для 6 класса.

Подобран практический материал к § 19, 21, 22, 27-32, 36, 38-39, 41-43 в соответствии с новыми требованиями.

После анализа сделано заключение на предмет использования произведений Александра Казбеги, Умара Саиева, У. Юсупова в качестве дополнительного чтения по чеченской литературе в старших классах общеобразовательных учреждений, а также в помощь студентам ссузов и вузов.

Подобраны тесты для экзамена по чеченскому языку в 9 кл.

Проведена корректорская правка учебника чеченского языка 8-9 кл., авторы: З.Д. Джамалханов, Я.У. Эсхаджиев, Т.М. Вагапова. Проведена редакторская и корректорская правка статей для журнала «Вестник ИРО ЧР» № 12, который издан. Эскиева Л.А. работает над подготовкой школьного немецко-чеченско-русского словаря. Цель работы расширить и усовершенствовать кругозор знаний, умений и навыков немецкого языка учащихся-чеченцев через чеченский язык. Учащийся должен понимать о чем он говорит, пишет, применяется когнитивно-коммуникативный подход к обучению (через понятие). Специфика трехъязычного «Немецко-чеченско-русского словаря» и такой порядок расположения словарных статей продиктован тем, что учащиеся Чеченской Республики являются носителями чеченско-русского двуязычия. Опора на межпредметные связи, в данном случае опора на знание чеченского и русского языков, будет способствовать лучшему усвоению реалий немецкого языка и в то же время закреплению знаний по чеченскому и русскому языкам двуязычными учащимися ЧР.

Подготовлен материал для 5-9 классов на трех языках: немецком, чеченском и русском. Осталось написать раздел для 10-11 классов и расположить слова в алфавитном порядке. Использованы словари: А.Т. Карасаев, А.Г. Мациев «Русско-чеченский словарь». М.:, Изд. Русский язык. 2000. (4 т.сл.). А.Г. Мациев «Чеченско-русский словарь». 20 тыс.сл. М.: 2000.

Подводя предварительные итоги работы, директор Арсанукаев А.М. отметил:

«Все отчеты сотрудников и материалы исследования, представленные для отчета, свидетельствуют о том, что план первого полугодия выполнен полностью. Сотрудники провели и большую внеплановую работу. Они участвовали в конференциях, выступали в печати. Научно-исследовательскую работу сотрудников Солтаханова И.Э., Овхадова М.Р., Абдулкадыровой Р.А., Юсуповой Р.В., Эскиевой Л.А. за 1-е полугодие можно считать выполненной. За отчетный период подготовлен и издан «Вестник ИРО ЧР» № 12, где опубликованы материалы по темам исследований научных сотрудников».

Чахкиева Р.А.