• VTEM Image Show


Институт развития образования ЧР подводит итоги  о научно-исследовательской работе за 1-е полугодие

a-mini-6В Институте подведены предварительные итоги – все научные сотрудники отчитались о работе над плановыми исследованиями за 1-е полугодие (с представлением материалов по исследуемой теме), а также о внеплановой работе за отчетный период. Сотрудники Яндарбиев Х.Ш. («Изучение прозаических произведений малых и средних жанров на уроках русской литературы в чеченской школе»), Эдилов С.Э. (Программы по  чеченской литературе для 5-9 классов. Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 5 кл., переиздание в соответствии с требованиями ФГОС), Тимаев А.Д. («Практический курс по изучению имени существительного»), Джамбеков О.А. («Изучение чеченских героико-эпических песен илли») – все по лаборатории филологического образования работают над плановыми исследованиями в соответствии с изменившимися целями и задачами в связи с внедрением в учебный процесс ФГОС второго поколения. Изменились структура и содержание учебно-методического комплекса – программы, учебники, методические пособия, рабочие тетради и т.д.

Ахмадов М.М. (методическое руководство к учебнику «Чеченская традиционная культура и этика» для 7 кл.) в соответствии с требованиями гос.стандартов разрабатывает рекомендации по организации и проведению творческой, поисковой и исследовательской работы по сохранению и передаче национальных духовных ценностей. Приводятся виды уроков – в форме лекции, дискуссии, собеседования, театральных постановок, игры-состязания.

Устаев А.Л. (Программа по географии ЧР) работает над комплексом по географии ЧР. Им подготовлены и изданы Программа, учебник, методическое пособие, рабочие тетради по географии ЧР (2008-2011 гг.). С внедрением ФГОС нового поколения необходимо подготовить новый полный комплекс. Начиная с программы все учебно-методические пособия будут переизданы. Планируется подготовка и Атласа по географии ЧР.

Багаев М.Х. и Гакаев Х.А. работают над подготовкой учебника по истории ЧР (с древнейших времен до 21 в.) для студентов исторических факультетов. Тема исследования Исаевой Р.М. методическое пособие «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по истории Чечни».

В соответствии с требованиями новых стандартов (ФГОС второго поколения) оказание учителю истории и учащимся максимально возможную помощь и содействие в решении приоритетных задач в области исторического образования школьников, в том числе и в научно-исследовательской деятельности, имеют большое значение, актуальны, и представляют несомненный практический интерес.

Тема исследования Акаева В.Х. подготовка пособия для учителя «Этнопедагогические воззрения чеченцев: историко-культурологический анализ». Составлен план-проспект, подготовлена вводная часть и первый раздел. Этнопедагогические воззрения чеченцев исследуются не только в историческом аспекте, но и дается культурологический анализ, что очень важно для учителей и преподавателей.

По теме исследования опубликованы статьи.

Оздарбиев Д.М. работает над темой «Кадровый потенциал сферы образования ЧР: понятия, типы, особенности». В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения образовательный план школ включает в себя программы воспитания и социализации. Изменения в системе образовательных учреждений в связи с внедрением ФГОС – введение и использование новых технологий, новые формы контроля, организация системы внеучебной деятельности,  все это требует и наличия новых профессиональных кадров.

Отсюда и актуальность темы. По теме разработана вводная часть, 1-я глава, где даются определения терминам «кадровая политика», «кадровый потенциал», раскрывается их суть. По теме исследования проводились мониторинговые исследования, анкетирование среди школьников и студентов. Гишларкаев В.И. работает над темой исследования «Методические рекомендации по математике для учителей школ ЧР», пособие для учителей.

 Исследование проводится по плану:

1 – выявление проблемных разделов в курсе школьной математики;

2 – подготовка методических рекомендаций по наиболее сложным темам. Проведенный анализ по результатам экзаменов и контрольных работ свидетельствует об отсутствии у подавляющего большинства школьников вычислительных навыков.

Поэтому и разрабатывается пособие по теме «Об истории и теории действительных чисел». После определения общей схемы пособия подбирались задачи (в необходимом и достаточном количестве), разрабатывались рекомендации по изучению темы и решению задач. Завершится работа в октябре – ноябре т.г.

Сотрудниками проводилась и внеплановая работа – опубликовано 13 статей, на конференциях выступали с докладами – 7, прочитаны лекции – 4 часа.

Подводя предварительные итоги выполнения плана научных исследований сотрудников ИРО ЧР за 1-е полугодие, директор Арсанукаев А.М. сказал: «Выполнение плана научно-исследовательской работы идет в соответствии с планом Института.

Кроме плановой работы выполнялась и внеплановая: подготовлены и изданы статьи, сотрудники принимали активное участие в конференциях, международных форумах, где выступали с докладами. За отчетный период проведен методологический семинар на тему «Актуальные проблемы изучения истории Чечни в образовательных учреждениях», издан «Вестник ИРО ЧР» № 12».

Чахкиева Р.А.