Page 6 - Выпуск 8
P. 6

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
                            ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                                                     А.А. Музаев,
                                                     министр образования и науки ЧР

            ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ:
   РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОХРАНЕНИИ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВА-

                               ТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

        Языковая ситуация в Чеченской Республике в целом системно оха-
рактеризована нашими учеными-языковедами в монографических работах
и статьях, посвященных этой проблеме, поэтому я ограничусь теми аспек-
тами, которые связаны с функционированием языков в школе и в целом в
системе образования Чеченской Республики.

        Как и во многих других республиках – субъектах Российской Феде-
рации, русский язык в Чеченской Республике, как государственный язык
РФ, выполняет ключевые функции: он используется во всех сферах обще-
ственной жизни республики, единственным исключением является сфера
устного общения в семье и в однонациональной среде.

        Практически единственной сферой использования чеченского языка
вне сфер устного общения является образование – общеобразовательная
школа, в которой он используется в качестве предмета изучения, профес-
сиональные средние и высшие учебные заведения, в которых при подго-
товке специалистов соответствующего профиля и специальностей чечен-
ский язык используется и как язык изучения, и – частично – как язык обу-
чения.

        При этом основным языком обучения во всех учреждениях общего и
профессионального образования Чеченской Республики является русский
язык. В принципе, можно сказать, что это единственный язык обучения, так
как чеченский язык в этом качестве функционирует только в преподавании
части дисциплин на двух отделениях филологических факультетов ЧГУ и
ЧГПИ и соответствующем отделении педколледжа.

         Такая языковая ситуация, характеризующаяся преимущественным
использованием русского языка во многих сферах, особенно в сферах обра-
зования и науки, сложилась не сейчас и даже не в последние два десятиле-

                                                                                  5
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11