Page 7 - Выпуск 8
P. 7

тия, известные трагическими событиями 90-ых годов и начала 2000-ых. Так
было, во всяком случае, все годы после восстановления Чечено-Ингушской
АССР.

        Мы знаем, что есть немало людей, которые ищут в таком положении
вещей только негатив, но все-таки положительного здесь больше. Сложив-
шееся в результате десятилетий подобного развития языковой ситуации в
целом в стране и в республиках и регионах национально-русское двуязычие
явилось тем мощным фактором, который позволил за небольшой для исто-
рии период времени поднять на достаточно высокую планку образователь-
ный уровень населения, реализовать творческие возможности представите-
лей народов России в науке, искусстве, литературе, вырастить националь-
ные кадры инженерно-технических, медицинских и других работников и
т.д.

        Конечно, продуманной национально-языковой политики в СССР, в
Конституции которого равноправие всех больших и малых народов страны
и их языков только декларировалось, не было, что, наверное, явилось одной
из причин развала казавшегося несокрушимым государства.

        Предельное сужение функций языков многочисленных народов это-
го государства, особенно в автономиях, не давало им возможности разви-
ваться, ставило под угрозу само сохранение этносов.

        Особенно сложным было положение в Чечено-Ингушской Респуб-
лике, в которой, при достаточно высоком уровне двуязычия (по данным
проводившихся переписей населения и социально-лингвистических иссле-
дований, в пределах 80 % свободно владеющих русским языком населе-
ния), был один из самых низких образовательных уровней в стране и вме-
сте с тем до максимального предела были сужены функции самого чечен-
ского языка.

        Казалось бы, изменение демографической ситуации в Чеченской
Республике, связанное с известными событиями, должно было повлечь за
собой радикальные изменения языковой ситуации.

        С одной стороны, ситуация действительно изменилась существенно.
Исход русскоязычного населения за последние 10-15 лет превратил много-
национальную республику, в которой проживало более полусотни нацио-
нальностей, фактически в мононациональную, а отсутствие русскоязычной
среды общения негативно сказывается на системе образования республики.
Как отмечает в этой связи А.И. Халидов, «радикальное изменение демо-
графической ситуации в Чечне привело к тому, что в наши школы хлынул
поток детей, в своем большинстве не владеющих ни в какой степени рус-
ским языком.

                                                                                  6
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12