• VTEM Image Show


Абдулла Арсанукаев

ГАЦАЕВ САЬIИД (1938 – 2012)

gacaev saidТкъолгIачу бIешеран 50-гIа шераш чекхдовлучу – 60-гIа шераш дуьйлалучу муьрехь нохчийн литературе баьхкира исбаьхьаллин похIма долу кегийрхой: Айдамиров Абузар, Абдулаев Зияудди, Арсанукаев Шайхи, Саракаев Хьамзат, Курумова Селима, Хасбулатов Ямлихан, Дикаев Мохьмад, Кусаев Iадиз, Рашидов Шаид, Кибиев Мусбек, Окуев Шима, Сатуев Хьусейн,  Махмаев Жамалди, кхиберш а. Хан яларца исбаьхьаллин дешан говзанчаш а хилла дIахIиттира уьш. Царах хIоранна а кхолларалла нохчийн литература кхидIа а кхиарехь мехала хилира. Церан произведенеша къоман литература теманашца, ойланашца, жанрашца, мукъамашца шорйира, исбаьхьаллин лакхарчу тIегIане яьккхира. Оцу яздархойн нуьцкъалчу тобанах вара Гацаев СаьIид а. 


Акаев В.Х., заведующий лабораторией этнопедагогики ИРО ЧР, доктор философских наук, профессор

Чеченский алим Магомед-Башир-Хаджи Арсанукаев

"Если бы мне физическое здоровье позволило, то я непременно поехал бы учиться, чтобы пополнить свои знания" Слова муфтия М.-Б. Арсанукаева, произнесенные им в возрасте 80 лет.

1. Духовное становление и репрессии власти

ars1Магомед-Башир Арсанукаев – известный чеченский богослов, алим, как принято называть в местной религиозной традиции. Родился он 10 марта 1913 года в селе Алхан-Юрт Урус-Мартановского района Чечни в семье Тасу-муллы Арсанукаева (1880-1943), известного на Северном Кавказе богослова. В Алхан-Юрте Тасу имел медресе (хьуьжарш), где обучались муталимы из Чечни, Ингушетии и Дагестана. Тасу, сын землепашца и сельского лекаря Арсанака из Алхан-Юрта, религиозное образование начал у Ибрагима-хаджи Гойтинского, затем, по просьбе Хака-муллы из Урус-Мартана, перешел обучаться в его медресе, где завершил свое духовное образование. Как утверждает предание, местным муталимам не понравилось, что более способного, чем они ученика, переводят к ним. Когда об этом стало известно Хаке-мулле, он заявил, что недовольные могут покинуть медресе. 


Абдулла Арсанукаев

АЙДАМИРОВ АБУЗАР (1929 – 2005)

abuzah-aydamirovАйдамиров Абузар вина 70 шо кхачар даздечу суьйренехь нохчийн халкъан поэта Арсанукаев Шайхис элира: «Хьоме Абузар, ас даггара декъалво хьо, нохчийн къоман а, нохчийн мехкан а оьзда кIант, гIараваьлла вевзаш а, лоруш а волу яздархо, публицист, юкъараллин деятель, баккхийчара а, кегийчара а лоруш а, сийдеш а волу хьехархо! Вайн веза-воккхачу АллахIа хьайна комаьрша деллачу похIмица ахь йоккха хазна йиллина нохчийн къоман литература кхиоран гIуллакхана юкъа. Книгашъешархоша а, критикаша а лаккхара мах хадош тIеэцна хьан «Нена дог», «Винчу лаьмнашкахь», «Лаьмнашкахь серло», иштта кхийолу произведенеш а.


Акаев В.Х., заведующий лабораторией этнопедагогики ИРО ЧР, доктор философских наук, профессор

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Понятие «религиозно-политический экстремизм» отражает реальный сложный, противоречивый политический процесс, оказывающий негативное воздействие на определенную религиозную группу, а в целом и на общество, пытаясь разрушить или разрушая установившиеся в обществе религиозные, социально-политические отношения в целом. В научно-теоретическом и практическом отношении важно выявить его социокультурные истоки, сущность, содержание, формы проявления, механизмы блокирования, противодействия.


Багаев М.Х., главный научный сотрудник ИРО ЧР, доктор исторических наук, профессор

Рецензия Ш.Б.Ахмадов.  Общественно-политический строй чеченцев в XVIII веке, Грозный. 2012. 384 с.

На всем пространстве Российской Федерации 2012 г. объявлен годом истории России. В рамках этого события прошли научные конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы и прочие мероприятия в научных сообществах Чеченской Республики – в АН ЧР, ЧГУ, ЧГПИ, ГГНУ, КНИИ РАН и т.д. Каждый ученый внес свою лепту в ознаменование обозначенной даты. Один из них – Шарпуди Бачуевич Ахмадов издал очередную монографию по истории Чечни XVIII в.[1] Выбор восемнадцатого века не случаен. Дело в том, что Ш.Б. Ахмадов с аспирантских лет профессионально занимается всеми аспектами истории Чечни именно XVIIIв. Кандидатская и докторская диссертации им защищены по проблемам национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа под предводительством имама Мансура.