• VTEM Image Show


Петр Услар
Абдулла Арсанукаев

«Петр Услар и чеченско-русское двуязычие»

Использование в учебно-воспитательном процессе двух языков – основное направление современного языкового развития в национальных республиках.

Двуязычие и многоязычие в современном мировом сообществе являются нормой. Билингвальная и полилингвальная концепции обучения приобретают особое значение в системе образования в полиэтнической среде не только в лингвопедагогическом плане, но и в аспекте диалога культур, воспитания толерантности, этнической консолидации. Двуязычие служит основой, базой для формирования и развития многоязычия, так как родной язык и второй язык оказывают позитивное влияние на усвоение третьего и последующих языков.


Акаев В.Х., заведующий лабораторией этнопедагогики ИРО ЧР, доктор философских наук, профессор

Формирование национальной идентичности – важнейший фактор консолидации народов России

Формирование российской идентичности, национальной идентичности в Российской Федерации – ключевая задача консолидации многонационального народа. Для России – это важнейшая политическая задача, нацеленная на единение полиэтнического, поликонфессионального общества. Российская национальная идентичность является – это более широкий тип идентичности, чем этническая идентичность и имеет преимущественно выраженную политическую и культурную нагрузку.


Багаев М.Х., главный научный сотрудник ИРО ЧР, доктор исторических наук, профессор

Древняя культура центрально-кавказских горцев.

В Москве, издательстве «Таус» несколько недель назад вышла замечательная книга «Кобанская культура и окружающий мир». Ее автор – Козенкова Валентина Ивановна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии Российской академии наук, Почетный академик Академии наук Чеченской Республики. Она крупный специалист по археологии позднего бронзового – раннежелезного века Кавказа, главным образом по проблемам известной более 200 лет Кобанской культуры. Свыше 50-ти лет исследовательница изучает древнюю культуру кавказских горцев  территории Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.


Чеченский язык и школа
Абдулла Арсанукаев

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК И ШКОЛА (исторический аспект)

Чеченский язык в школьном обучении имеет длительную историю. В различные периоды развития общеобразовательной школы  родной язык служил языком обучения или являлся предметом преподавания. Первые учебные книги на чеченском языке, в том числе и для обучения грамоте, создавались на основе арабской графики, которая использовалась в Чечне по крайней мере с XVI века.
Первый опыт обучения в школе на чеченском языке с использованием кириллицы относится к началу 60-х годов XIX века и связан с именем крупнейшего кавказоведа, ученого-лингвиста и педагога-просветителя  XIХ века  Петра Карловича Услара, автора первой научной грамматики чеченского языка и первого чеченского алфавита на кириллической основе.


Багаев М.Х., главный научный сотрудник ИРО ЧР, доктор исторических наук, профессор

Архивный вестник - (Рецензия)

Передо мной лежит, пахнущий еще свежими типографскими красками, историко-документальный бюллетень Архивного управления правительства Чеченской Республики «Архивный вестник» №1. Он увидел свет в самом конце 2013 г. Прежде чем поведать о его содержании, хочу поздравить с выходом этого замечательного издания ответственных составителей номера – М.Х. Ченчиеву и А.И. Духаева, а также его составителей: М.Н. Музаева, Л.Д. Инуркаеву, У.Ш. Гадаева, А.С. Абубакарову, В.М. Бибулатова, С.А. Дениеву – молодцы, друзья! Как говорится «трудно только начать» и вы не побоялись! Дальше, даст Аллах, все пойдет как по маслу!