• VTEM Image Show


ЗАКОН О НАУКЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О НАУКЕ, НАУЧНОЙ И НАУЧНО — ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Принят Народным Собранием Парламента Чеченской Республики 14 декабря 2006 года

Одобрен Советом Республики Парламента Чеченской Республики 25 января 2007 года

 

Настоящий Закон регулирует экономические, социальные и иные отношения в сфере науки, научной и научно-технической деятельности, устанавливает гарантии свободы научного и научно-технического творчества.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование науки, научной и научно-технической деятельности

Правовое регулирование науки, научной и научно-технической деятельности осуществляетсяКонституцией Российской Федерации, федеральным законодательством,Конституцией Чеченской Республики, настоящим Законом, иными законами и нормативно-правовыми актами Чеченской Республики.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) наука — целостная система получения, накопления, преобразования и целесообразного применения новых знаний о природе, человеке и обществе;

2) научная деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

3) фундаментальные научные исследования — теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об объективных законах развития природы и общества, о закономерностях и свойствах природных и социальных явлений и их причинно-следственных связях;

4) прикладные научные исследования — исследования, осуществляемые в целях приобретения новых знаний и направленные на достижения конкретных практических целей и задач;

5)научный, научно-технических результат — продукт научной, научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, зафиксированные на любом информационном носителе;

6) научная, научно-техническая продукция — научный, научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации потребителям;

7) гранты — денежные или иные средства, передаваемые безвозвратно и безвозмездно гражданами или юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, получившими право на получение грантов на территории Чеченской Республики в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями;

8) научная организация — юридическое лицо, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную деятельность, подготовку научных кадров и действующих в соответствии с учредительными документами научной организации;

9) центр коллективного пользования — это объединение нескольких научных организаций или учреждений, где на договорной основе финансирования сосредоточиваются научная, научно-техническая и иная информация, уникальное оборудование и сервис, необходимые для осуществления научной деятельности;

10) государственная политика Чеченской Республики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности — составная часть социально-экономической политики Чеченской Республики, которая выражает отношение государства к науке, научной и научно-технической деятельности, определяет принципы, направления, формы деятельности органов государственной власти Чеченской Республики в сфере науки и реализации научных продуктов и результатов;

11) научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

12) экспериментальная разработка — деятельность, основанная на научных знаниях или данных практического опыта и направленная на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, методов, иных систем и технологий, их дальнейшее совершенствование, а также результат такой деятельности;

13) инновационная деятельность — практическое использование научных, научно-технических и технологических результатов во всех сферах человеческой деятельности;

14) научный потенциал — накопленные научные знания (информация), научные кадры, опытно-экспериментальная база, материально-технические ресурсы науки и ее организационная структура.

Статья 3. Действие настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Чеченской Республики, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 4. Основные цели настоящего Закона

Основными целями настоящего Закона являются:

1) создание на основе федерального законодательства дополнительных правовых норм и гарантий для осуществления и практического использования результатов научной и (или) научно-технической деятельности в социально- экономической жизни республики;

2) определение органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности в Чеченской Республике;

3) формирование экономического механизма обеспечения научной и научно- технической деятельности в Чеченской Республике, определение объемов ее финансирования из республиканского бюджета.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ НАУКИ, НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Научные организации, совместные научно-исследовательские центры, лаборатории и временные творческие коллективы

1. В Чеченской Республике могут действовать научные организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством.

Научные организации действуют в соответствии с законодательством и своими учредительными документами.

2. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно- конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую деятельность.

3. Научные и иные работники могут объединяться на договорной основе на определенный срок в целях получения научного результата, необходимого для решения поставленной заказчиком задачи (в дальнейшем именуемые временным творческим коллективом). Взаимоотношения временного творческого коллектива с заказчиком и иными потребителями научной продукции регулируются договором в соответствии с законодательством.

4. В целях эффективного использования кадров и уникального опытно- экспериментального оборудования научные организации вправе создавать совместные научно-исследовательские центры или лаборатории для решения конкретных научных задач. Порядок организации и деятельности указанных центров или лабораторий регулируется учредительными документами научных организаций и законодательством.

5. Негосударственные научные организации могут участвовать в обсуждении государственных научных программ и проектов, проведении экспертизы, а также на основе конкурсов в выполнении научных программ, проектов за счет средств бюджета Чеченской Республики.

Статья 6. Порядок создания и управления деятельностью государственных научных и научно-технических организаций Чеченской Республики

1. Научная и научно-техническая организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

2. Органы исполнительной власти Чеченской Республики, учреждающие государственные научные организации:

1) утверждают уставы государственных научных организаций;

2) осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

3) осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

3. Научной организации, находящейся в ведении органов исполнительной власти Чеченской Республики или Академии наук Чеченской Республики, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагающей научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная, научно- техническая деятельность которой получила международное признание, может быть присвоен статус республиканского научного центра.

Порядок присвоения статуса республиканского научного центра определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 7. Академия наук Чеченской Республики

1. Академия наук Чеченской Республики является государственным научным учреждением Чеченской Республики.

Академия наук Чеченской Республики создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке,- установленном законодательством. Президент Академии наук Чеченской Республики избирается на должность Общим собранием Академии наук Чеченской Республики и утверждается Президентом Чеченской Республики.

В Академию наук Чеченской Республики входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы.

2. Академия наук Чеченской Республики является самоуправляемой организацией, действующей на основе федерального законодательства, законодательства Чеченской Республики и своего устава. Академия наук Чеченской Республики проводит фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, общественно- гуманитарных наук и участвует в координации научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего и профессионального образования, финансируемых за счет средств бюджета Чеченской Республики, осуществляет координацию с академическими учреждениями Российской Федерации.

3. Финансирование Академии наук Чеченской Республики осуществляется за счет средств бюджета Чеченской Республики и иных источников, не запрещенных законодательством.

Результаты выполненных с использованием средств бюджета Чеченской Республики научных исследований Академией наук Чеченской Республики передаются Чеченской Республике в соответствии с законодательством.

4. Структура Академии наук Чеченской Республики, полномочия ее органов, вопросы управления, направления деятельности, порядок выборов ее членов, их права и обязанности определяются Уставом Академии наук Чеченской Республики. Устав Академии наук Чеченской Республики утверждается учредителем.

5. Академия наук Чеченской Республики ежегодно представляет Президенту Чеченской Республики, Парламенту Чеченской Республики и Правительству Чеченской Республики отчет о проведенных научных исследованиях и полученных научных результатах.

6. Академия наук Чеченской Республики, ее научные, научно-технические организации и организации научного обслуживания и социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом, переданным им в оперативное управление в соответствии с законодательством. Реестры имущества, переданного Академии наук Чеченской Республики в оперативное управление или хозяйственное ведение, утверждаются Правительством Чеченской Республики.

Статья 8. Государственная аттестация научных работников

На территории Чеченской Республики действуют единые с Российской Федерацией правовые основы квалификации научных работников, обеспечиваемые государственной системой аттестации.

Статья 9. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания

1. Научный работник — гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально осуществляющий научную деятельность в научной организации, во временном творческом коллективе или самостоятельно.

2. Квалификация научного работника определяется результатами аттестации и выражается в том числе:

1) в избрании его действительным членом (академиком) и членом-корреспондентом Академии наук Чеченской Республики, Российской академии наук и других отраслевых государственных академий;

2) в присуждении ему ученой степени или присвоении ученого звания;

3) в занятии им должности, отнесенной к категории «научные сотрудники»;

4) в присвоении ему почетных званий, присуждении наград и премий за успехи и достижения в области науки и техники, учрежденных Чеченской Республикой и Российской Федерацией, а также премий и наград, присуждаемых научными организациями зарубежных стран.

3. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующее получению научного результата или его реализации.

4. Работником сферы научного обслуживания является физическое лицо, обеспечивающее создание необходимых условий для научной и научно-технической деятельности в научной организации.

Статья 10. Права и обязанности научных работников

1. Научный работник имеет право на:

1) признание его в установленном порядке автором научного результата;

2) получение в соответствии с законодательством дохода от реализации научной продукции, автором которой он является;

3) объективную оценку своей научной деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

4) совмещение осуществляемой им научной деятельности с другими видами трудовой деятельности в соответствии с законодательством;

5) обоснованный риск в научной деятельности;

6) отказ от участия в исследованиях, опасных для человека, общества и природы;

7) участие в обсуждении тематики научных исследований научной организации, являющейся местом его работы;

8) участие в конкурсе на финансирование своих исследований за счет средств бюджета Чеченской Республики, фондов, иных источников (в том числе в конкурсе грантов);

9) выбор методов решения избранной научной проблемы;

10) доступ к информации о научных результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

11) участие в научных дискуссиях, конференциях, симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

12) вступление в общественные объединения научных работников;

13) участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве во всех его формах (стажировки, командировки, публикации за рубежом, иные формы);

14) публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

15) повышение научной квалификации. 2. Научный работник обязан:

1) осуществлять научную деятельность, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

2) объективно проводить экспертизу представленных ему научных программ и проектов, результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Статья 11. Оплата труда и льготы научных работников государственных научныхорганизаций

1. Оплата труда научных работников государственных научных организаций Чеченской Республики определяется действующим законодательством.

2. Правительство Чеченской Республики устанавливает работникам государственных научных и образовательных организаций Чеченской Республики ежемесячную доплату к должностным окладам в следующих размерах:

1) звание действительного члена Академии наук Чеченской Республики — 80% от оклада за звание действительного члена Академии наук Российской Федерации;

2) звание члена-корреспондента Академии наук Чеченской Республики — 80% от оклада за звание члена-корреспондента Академии наук Российской Федерации;

3) ученая степень доктора наук — дополнительно 50% от надбавки за ученую степень доктора наук, предусмотренной федеральным законодательством;

4) ученая степень кандидата наук — дополнительно 50% от надбавки за ученую степень кандидата наук, предусмотренной федеральным законодательством;

5) звание «Заслуженный деятель науки Чеченской Республики» — 30% от должностного оклада;

6) звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» — 40 % от должностного оклада.

Порядок выплаты указанных доплат устанавливается Правительством Чеченской Республики.

3. Условия оплаты труда членов Президиума и работников Аппарата Президиума Академии наук Чеченской Республики устанавливаются Правительством Чеченской Республики.

4. Участие научного работника во временном творческом коллективе, а также работа по совместительству не может ограничиваться при выполнении обязанностей по основному месту работы.

5. Научные работники государственных научных организаций Чеченской Республики, осуществляющие международное научное сотрудничество путем длительного пребывания вне пределов Чеченской Республики и Российской Федерации по индивидуальному договору или контракту, заключенному научной организацией, имеют право на социальное страхование и пенсионное обеспечение при условии перечисления ими взносов в соответствующие фонды в порядке, установленном законодательством.

Размер заработной платы для исчисления пенсии за период пребывания научного работника за границей определяется в соответствии с действующим законодательством.

6. Научные работники государственных научных организаций имеют право:

1) на дополнительную жилплощадь в соответствии с законодательством;

2) на льготное санаторно-курортное лечение и другие льготы в соответствии с законодательством.

7. Ежемесячные выплаты к должностным окладам, приведенные в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются работникам государственных научных и образовательных учреждений, постоянно проживающим и работающим в Чеченской Республике.

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 12. Основные цели и принципы государственной политики Чеченской Республики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности

Государственная политика Чеченской Республики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности осуществляется на следующих принципах:

1) свободы научного и научно-технического творчества;

2) широкого привлечения научной общественности при выборе приоритетов научных исследований и реализации их на конкурсной основе;

3) привлечения к научной и научно-технической деятельности ученых и ведущих специалистов из сферы хозяйства и государственной гражданской службы Чеченской Республики;

4) защиты субъектов научной и научно-технической деятельности от недобросовестной конкуренции;

5) концентрации финансовых и научных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

6) приоритетного развития фундаментальных исследований;

7) соединения научной деятельности с профессиональной подготовкой кадров;

8) управления и самоуправления в научной сфере с использованием экономических методов;

9) развития контрактных (договорных) форм проведения научных исследований.

 

Статья 13. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности

Парламент Чеченской Республики:

1) осуществляет законодательное обеспечение республиканской политики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности;

2) утверждает основные направления развития науки и научно-технической политики в Чеченской Республике;

3) утверждает республиканские научно-технические программы;

4) утверждает республиканский бюджет и осуществляет контроль за его использованием в части средств, направляемых на научную и научно-техническую деятельность в интересах Чеченской Республики;

5) имеет право устанавливать субъектам научной и (или) научно-технической деятельности льготы, связанные с налоговыми и иными платежами в республиканский бюджет, а также порядок их предоставления;

6) осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению Чеченской Республики или совместному с Российской Федерацией ведению в области науки, научной и научно-технической деятельности.

Статья 14. Полномочия Правительства Чеченской Республики в сфере науки, научной и научно-технической деятельности

1. Правительство Чеченской Республики обеспечивает разработку государственных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов.

2. Правительство Чеченской Республики обеспечивает формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной деятельности, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

3. Правительство Чеченской Республики при активном содействии Академии наук Чеченской Республики разрабатывает и осуществляет меры по развитию науки и техники, обеспечивает в установленном порядке взаимодействие между субъектами научной деятельности в сфере инвестиционной и структурной политики, разработки социально-экономических научных программ, внедрения в производство принципиально новой техники и технологии.

4. Правительство Чеченской Республики содействует научным организациям в практической реализации научных программ и проектов, в подготовке и повышении квалификации научных работников и специалистов государственных научных организаций и учебных заведений.

5. Правительство Чеченской Республики организует проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджета Чеченской Республики.

Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:

1) формировании научных и научно-технических программ и проектов;

2) проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

Статья 15. Советы по науке и научно-технической политике в Чеченской Республике

1. Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется с привлечением научной общественности через консультативные и совещательные органы:

1) республиканский координационный совет по науке и научно- технической политике при Президенте Чеченской Республики, порядок образования и деятельности которого определяется Президентом Чеченской Республики;

2) отраслевые консультативные и экспертные советы по различным направлениям развития техники, экономики и промышленности при иных органах исполнительной власти Чеченской Республики.

Отраслевые консультативные и экспертные советы создаются при органе государственного управления научной и научно-технической деятельностью из числа активно работающих ученых Чеченской Республики.

Положение о консультативном и экспертном советах и их председатели утверждаются руководителем органа государственной власти Чеченской Республики, при которых они созданы.

2. Советы создаются для содействия Правительству Чеченской Республики в формировании и реализации республиканской научно-технической политики, подготовки предложений по важнейшим вопросам развития науки и техники.

Основными принципами работы советов являются научная объективность, обусловленная высоким профессиональным уровнем, ответственность за принимаемые решения, гласность.

3. Советы по науке и научно-технической политике имеют право:

1) запрашивать в установленном порядке от научных учреждений и предприятий республики, органов исполнительной власти аналитические и другие материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) участвовать в подготовке решений о создании в Чеченской Республике в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, организационных элементов инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, в том числе участвовать в принятии решений о создании научно-технологических парков, производственно-технологических центров и других организаций;

3) привлекать для консультаций, изучения, подготовки и рассмотрения вопросов по решению задач, возложенных на республиканский совет, ученых и специалистов из различных научных и производственных организаций;

4) иные права, предусмотренные действующим законодательством и положениями о соответствующих советах.

Статья 16. Финансирование науки, научной и научно-технической деятельности

1.Финансовое обеспечение науки, научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

2. Размер финансирования науки, научной и научно-технической деятельности из средств бюджета Чеченской Республики определяется законом о бюджете Чеченской Республики на очередной финансовый год с учетом расходов на реализацию долгосрочных программ экономического и социального развития Чеченской Республики.

3. За счет средств бюджета Чеченской Республики финансируются республиканские научные, научно-технические и инновационные программы и проекты, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций Чеченской Республики.

Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ размещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Органы государственной власти Чеченской Республики осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из бюджета Чеченской Республики или внебюджетных фондов на научную и (или) научно- техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.

5. Научная деятельность может финансироваться в форме грантов — денежных и иных средств, выделяемых безвозвратно отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями.

Гранты передаются научным организациям и учебным заведениям, временным творческим коллективам и отдельным научным работникам.

Получатели средств в форме грантов распоряжаются ими в соответствии с установленным порядком и на условиях, на которых эти гранты присуждаются.

6. Органы исполнительной власти Чеченской Республики, граждане и юридические лица, в том числе иностранные, могут на добровольной основе создавать фонды для финансирования и поддержки науки и научных работников.

Статья 17. Экономическое стимулирование науки, научной и научно-технической деятельности в Чеченской Республике

Льготы по налогам и обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды научным организациям устанавливаются законодательством.

Статья 18. Государственная поддержка материально-технической базы науки

Органы государственной власти Чеченской Республики оказывают государственным научным организациям Чеченской Республики поддержку в создании условий для развития и укрепления их материально-технической базы, в приобретении и сервисном обслуживании уникального научного оборудования, а также в организации центров коллективного пользования.

Статья 19. Информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности

1. Научные организации и научные работники имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной служебной и коммерческой тайне.

2. Правительство Чеченской Республики обеспечивает создание республиканских информационных фондов и систем в сфере науки, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной информации, содействует библиотечному делу и публикации научной продукции, приобретению научных журналов, книг и иной печатной продукции, изданной в зарубежных странах, гарантирует научным работникам и организациям доступ в межгосударственные и международные информационные фонды и сети.

3. В случае ликвидации государственной научной организации, при которой функционируют банки данных и базы данных научной информации, Правительством Чеченской Республики обеспечивается сохранность и передача их правопреемникам в установленном порядке.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент
Чеченской Республики
А.Д. АЛХАНОВ

г. Грозный
«06» февраля 2007 года
№4-РЗ